Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федосова Вероника Владимировна

Программное содержание:

- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_pereletnye_ptitsy.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы»

Программное содержание:

- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц,

Ход занятия:

1. Вводная часть                                                 

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?

2. Основная часть

– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Отгадайте загадку.

Какая весенняя птица  Трактору чуть ли не на нос садится?

                Бежит за плугом с криком вскачь Весны посланец – чёрный ... (Грач)

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

– А вот еще загадка.

                                         Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

– Хочу загадать еще одну загадку.

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет

                 Деревянный свой дворец Темно-бронзовый ... (Скворец)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Скворечник»

Из скворечника торчат Клювы маленьких скворчат.

                                           Клювик раз, клювик два, Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)

Пересказ текста, игра «Верно, неверно»:

Воробей на часах

Автор: Толстой Лев Николаевич

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Вопросы для игры:

1. Молодые воробушки прыгали на дереве? (-)

2. Старый воробей сидел на ветке дерева? (+)

3. Ястреб заметил часового? (+)

4. Это было ранним утром? (-)

5. Ястреб разозлился? (+)

3. Итог занятия

– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

Закрепление знаний детей о птицах....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"...

Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"

Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

Конспект занятия по развитию речив старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель:1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».2. Развитие и обогащение словаря...

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

Развивать у детей разговорную речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, слушать сверстников. Активно использовать названия перелетных птиц, называть части тела....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

- Ребята, вчера мы с вами помогали нашей подруге белочке, и за нашу помощь она принесла нам сказку. Вы же любите сказки?(ответы детей)- Давайте мы с вами посмотрим, что это за сказка и прочитаем её.- ...