Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пашкова Татьяна Аркадьевна

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

 

Цель:

1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».

2. Развитие и обогащение словаря

3. Формирование четкости и связности высказывания.

4. согласование существительных с числительными

5. Образование новых сложных слов

6. Развитие мелкой и общей моторики

7. Развитие памяти, мышления, внимания.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.

В: А сейчас сядет тот, кто назовет птицу, которую видел и которую знает.

1. Ребята, сейчас у нас какое время года?

Ответ детей: Зима!

В: А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?

Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.

В: А сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? - ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

В: Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.

В: Ребята, отгадайте загадки?

На шесте дворец, на дворе певец.

А зовут его …. Скворец.

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывет по небу, как кораблик,

А называют его … (Зяблик)

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Вместе с этой черной птицей.

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Встала Нянька на ходули

Посреди болота.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Нет, не дремлет на окошке —

Называют птицу «кошкой».

Почему так называют?

Отвечай, друг, поскорей,

Отвечай и не робей.

Эта птица (когда страшно)

Издаёт тяжёлый звук.

Будто кошка где-то рядом

Начала скандалить вдруг. (Иволга)

Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
 

Брюшко в крапинках как будто,

Он поет, бывает, утром.

У птицы невысокий рост,

Называют ее….(Дрозд)

 

С вырезом глубокий хвост,

Небольшой у птицы рост.

Мы «касаткой» называем,

А весною наблюдаем. (ласточка)

 

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами! (трясогузка)

 

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

 

Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.

Давайте вместе скажем, как они называются! ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

 

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнение «Птичка»

Эта птичка – соловей,          (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей,           руках.)

Эта птичка – совушка,

      сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.      (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.  (Машут обеими руками, как крылышками.)

 

3. Логопед: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.

Ответы детей: - Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.

В: Чем покрыто тело птиц?

– Оно покрыто перьями.

В: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.

- У скворца – темный, с зеленоватым отливом.

- кукушка – серая, с полосатым брюшком.

- ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.

- лебедь - белое оперение.

- грач – черное оперение.

 

4. Игра «Скажи наоборот» - с мячом

В: Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Журавль большой, а соловей – маленький.

Лебедь белый, а грач – черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.

В: Молодцы ребята!

5. Игра «Назови одним словом»

В: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?

1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

Молодцы.

2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

Молодцы!

4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Молодцы ребята!

6. Игра «Закончи предложение»

Птенцы вылупились из… яиц.

Птицы построили много…. Гнезд.

Для скворцов ребята сделали много…… скворечников.

В гнезде птенец, а в гнездах - … птенцы.

Во дворе дерево, а в лесу - … деревья.

7. ФИЗМИНУТКА. Двигательные упражнения с речевым сопровождением.

Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)

Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями

На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)

Вместе отдыхали.

Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)

На дорожку сели. (приседают, опуская голову).

 

8. Игра «Какая птица улетела»

 

Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц, которые здесь есть.

ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА.

Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.

Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО?

Будь внимательным, смотри,

Кого не стало, говори!

9. Развитие мелкой моторики

Ребята, я хочу вам рассказать. У скворца особый домик. Его домик называется скворечник. У вас на столах, у каждого, есть скворец. И он не может попасть к себе в домик. Давайте поможем ему. Возьмите все карандаш. И проведем скворца в его домик.

Молодцы ребята. Помогли скворцу попасть в его скворечник. (рисунок с карандашами).

 

10. Физминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: О чем мы сегодня говорили?? – О перелетных птицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель:

1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».

2. Развитие и обогащение словаря

3. Формирование четкости и связности высказывания.

4. согласование существительных с числительными

5. Образование новых сложных слов

6. Развитие мелкой и общей моторики

7. Развитие памяти, мышления, внимания.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.

В: А сейчас сядет тот, кто назовет птицу, которую видел и которую знает.

1. Ребята, сейчас у нас какое время года?

Ответ детей: Зима!

В: А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?

Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.

В: А сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? - ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

В: Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.

В: Ребята, отгадайте загадки?

На шесте дворец, на дворе певец.

А зовут его …. Скворец.

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывет по небу, как кораблик,

А называют его … (Зяблик)

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Вместе с этой черной птицей.

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Встала Нянька на ходули

Посреди болота.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Нет, не дремлет на окошке —

Называют птицу «кошкой».

Почему так называют?

Отвечай, друг, поскорей,

Отвечай и не робей.

Эта птица (когда страшно)

Издаёт тяжёлый звук.

Будто кошка где-то рядом

Начала скандалить вдруг. (Иволга)

Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Брюшко в крапинках как будто,

Он поет, бывает, утром.

У птицы невысокий рост,

Называют ее….(Дрозд)

С вырезом глубокий хвост,

Небольшой у птицы рост.

Мы «касаткой» называем,

А весною наблюдаем. (ласточка)

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами! (трясогузка)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.

Давайте вместе скажем, как они называются! ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнение «Птичка»

Эта птичка – соловей,          (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей,           руках.)

Эта птичка – совушка,

      сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.      (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.  (Машут обеими руками, как крылышками.)

3. Логопед: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.

Ответы детей: - Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.

В: Чем покрыто тело птиц?

– Оно покрыто перьями.

В: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.

- У скворца – темный, с зеленоватым отливом.

- кукушка – серая, с полосатым брюшком.

- ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.

- лебедь - белое оперение.

- грач – черное оперение.

4. Игра «Скажи наоборот» - с мячом

В: Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Журавль большой, а соловей – маленький.

Лебедь белый, а грач – черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.

В: Молодцы ребята!

5. Игра «Назови одним словом»

В: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?

1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

Молодцы.

2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

Молодцы!

4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Молодцы ребята!

6. Игра «Закончи предложение»

Птенцы вылупились из… яиц.

Птицы построили много…. Гнезд.

Для скворцов ребята сделали много…… скворечников. 

В гнезде птенец, а в гнездах - … птенцы.

Во дворе дерево, а в лесу - … деревья. 

7. ФИЗМИНУТКА. Двигательные упражнения с речевым сопровождением.

Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)

Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями

На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)

Вместе отдыхали.

Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)

На дорожку сели. (приседают, опуская голову).

8. Игра «Какая птица улетела»

Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц, которые здесь есть.

ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА.

Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.

Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО?

Будь внимательным, смотри,

Кого не стало, говори!

9. Развитие мелкой моторики

Ребята, я хочу вам рассказать. У скворца особый домик. Его домик называется скворечник. У вас на столах, у каждого, есть скворец. И он не может попасть к себе в домик. Давайте поможем ему. Возьмите все карандаш. И проведем скворца в его домик.

Молодцы ребята. Помогли скворцу попасть в его скворечник. (рисунок с карандашами).

10. Физминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: О чем мы сегодня говорили?? – О перелетных птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....