Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елисеева Анастасия Александровна

- Ребята, вчера мы с вами помогали нашей подруге белочке, и за нашу помощь она принесла нам сказку. Вы же любите сказки?

(ответы детей)

- Давайте мы с вами посмотрим, что это за сказка и прочитаем её.

- Эта сказка называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?

(ответы детей: Родина – это наш дом).

- Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был.

Итак, сейчас мы прочитаем эту сказку и узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Перелетные птицы"18.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

- Ребята, вчера мы с вами помогали нашей подруге белочке, и за нашу помощь она принесла нам сказку. Вы же любите сказки?

(ответы детей)

- Давайте мы с вами посмотрим, что это за сказка и прочитаем её.

- Эта сказка называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?

(ответы детей: Родина – это наш дом).

- Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был.

Итак, сейчас мы прочитаем эту сказку и узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.

(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)

Сказка «Возвращение на родину»

Автор сказки: Ирис Ревю

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.

— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.

— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.

— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.

- Теперь мы проверим, как внимательно вы слушали, о ком эта сказка?

(ответы детей: О птицах).

- А о каких птицах здесь говорится?

(ответы детей: О воробье, синице и трясогузке).

- Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?

(ответы детей: Трясогузка).

- А кто запомнил, где она была, куда летала?

(ответы детей: В теплые края).

- А если птица улетает на юг, значит она, какая?

(ответы детей: Перелётная).

- Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?

(ответы детей: Потому что они – зимующие птицы).

- Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?

(ответы детей: Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, утка).

(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)

- Отлично, вы запомнили много перелётных птиц. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.

(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)

- Итак, мы повторили перелётных птиц, с которыми мы познакомились вчера, теперь же мы познакомимся с новой для вас перелётной птицей – грач.

(Воспитатель показывает фотографию)

- Сначала я немного расскажу вам об этой птице, слушайте внимательно.

Грач по размерам напоминает свою родственницу ворону. Но он стройнее, у него более тонкий и прямой клюв. Цвет оперения чёрный, с блестящим металлическим отливом.

У взрослого грача голова у основания клюва белая, без перьев.  Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок – разных вредителей. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева. Обычно они держатся стаями и гнездятся колониями. Также грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

- Надеюсь вы внимательно слушали и всё запомнили. Теперь я буду задавать вопросы и показывать картинки, а вы должны будете, отвечая на вопросы самостоятельно рассказывать о граче.

(Воспитатель показывает картинку)

- Кто это?

- Какого он размера?

- Чем покрыто его тело и какого цвета оперение?

- Какие у него есть части тела?

- Как он живет? Один?

- Чем питается?

- Какую пользу приносит?

- Молодцы, вы правильно всё запомнили, давайте теперь сыграем в игру. Я буду называть вам птицу, а вы – её детёныша. Например: У аиста – аистёнок – аистята.

Игровое упражнение «У кого кто?»

- У грача – грачонок - грачата.

- У утки – утёнок – утята.

- У лебедя – лебедёнок – лебедята.

- У соловья – соловьёнок – соловьята.

- У журавля – журавленок – журавлята.

- У кукушки – кукушонок – кукушата.

- У аиста – аистёнок – аистята.

- У скворца – скворчонок - скворчата.

- Отлично, мы с вами повторили уже знакомых нам перелётных птиц и познакомились с новой, поэтому я предлагаю вам слепить своих собственных перелётных птичек. Посмотрите, перед вами лежит пластилин, стеки и специальные досочки. Давайте вспомним правила работы с пластилином.

(ответы детей)

- Всё верно, но перед тем, как мы начнем работать, давайте разомнем наши пальчики.

Грачи на ветках примостились, (складывают пальцы обеих рук в щепоть, раскачивают ими вправо-влево);
Синицы трели завели. («щелкают» четырьмя пальчиками обеих рук о большие пальцы);
Все выше солнце над землею, (поднимают руки с растопыренными пальчиками над головой);
И возвращаются скворцы. (скрещивают руки, развернув ладони к себе, большие пальцы переплетают, а остальными начинают взмахивать).

- Ребята, какую сказку мы с вами читали? О чём она была?

- Каких перелётных птиц мы вспоминали?

- С какой птицей познакомились?

- В какую игру мы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....