Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн в старшей группе №10
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дьякова Ирина Николаевна

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа город

Михайловка Волгоградской области»

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн

в старшей группе №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

Выполнила: Дьякова И.Н.

                                                                                        воспитатель

 

Цель: Используя инновационную методику синквейна, создать положительный эмоциональный настрой при восприятии литературного произведения; привить любовь к книге, обобщить и расширить представление о литературном произведении.

 

Задачи:

Образовательные: уточнение, активизация словаря детей путём подбора существительных, прилагательных и глаголов по теме: «Сказочные герои»; обогащение экспрессивной лексики словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи.

Создание условий для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель с использованием пиктограмм.

 

Развивающие: развитие умения быстро составлять предложения из 3-х и более слов с опорой на заданную тему;

Развитие творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, интеллектуальных способностей детей.

Развитие фонематических процессов и связной речи.

Совершенствование графо моторных навыков в рисовании и в элементах письма.

 

Воспитательные: воспитание познавательной, творческой активности, самостоятельности, интереса к художественной литературе и

навыков взаимопомощи в коллективной деятельности.

 

Предварительная работа:

Знакомство с произведением А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино».

Характеристика, анализ героев сказки.

Привлечение родителей к составлению синквейнов совместно с детьми на данную тему.

 

 

Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, пиктограммы- картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей, мольберты.

 

 

                                      

 

 

 

Ход занятия.

Организационный момент.

 Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.

Мы рады гостям?

Давайте улыбнёмся нашим гостям, друг другу улыбнёмся!

И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети говорят по очереди:
1.  Придумано кем – то
2.  Просто и мудро
3.  При встрече здороваться!
4. - Доброе утро!
5. - Доброе утро
6.  Солнцу и птицам!
7. - Доброе утро!
8.   Приветливым лицам!
9.    И каждый становится 
10.  Добрым,  доверчивым!
11.  Доброе утро длится до вечера!

Давайте скажем гостям: «Доброе утро».

(Слайд 1 ПОЛКИ С КНИГАМИ)

 

В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами.

Куда мы попали?

Дети: в библиотеку.

В-лА что такое библиотека?

Дети: Это дом где живёт много книг, книжкин дом.

В-ль: А зачем нужны книги людям?

Ребёнок: Посмотрите Ирина Николаевна, книга лежит на полу.

В-ль: А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-льМы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-льЧто же это? Книга пустая. А где же сказки?

Дети: Исчезли. Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались.

 

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну Зазеркалье. Пройдите испытания и верните мне мою  сказку.
 

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказку в книгу? 

Дети: Да!

В-льЧтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

ДетиНа ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.

В-ль: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в Зазеркалье. Надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать слова: 1-2-3-Сказка двери отвори.

 (Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).

В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье.

 

(Слайд2. ЗАМКИ - ДВОРЦИ)

 

Ой, а что это за следы? Куда они ведут? Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

 

В-льРебята, сейчас посмотрим, что здесь находится?

Какая-то схема?

 

(Слайд 3 СХЕМА СИНКВЕЙНА)
 

В-ль: Что это за схема?

Дети: Это схема построения синквейна.

В-ль: Какое интересное слово. Что же такое синквейн?

Дети: Это короткое стихотворение, у которого нет рифмы, и оно не складное. И его пишут не поэты, а придумывают дети.

 

И у него есть определённые правила написания.

Он состоит из 5 строк.

1строка - это предмет, или имя героя про которого будем говорить.

2строка - это 2 слова, они отвечают на вопрос какая? какой?

3строка - это 3 слова, они обозначают действие и отвечают на вопросы что делает?

4строка - это предложение, наше отношение к герою, предмету.

5строка - это на что похоже, наши ассоциации.

 

 

 

 

 

(Слайд 4 ТЕНЬ БУРАТИНО)

 

 В-ль: Чья это тень?

 Дети: Буратино.

 В-ль: Поможем Буратино превратиться из тени в настоящего?

 

Характеристика Буратино:

Какой он по характеру? Из чего сделан?

Что делает? Действия Буратино.

Ваше отношение к герою.

Вывод: Кто же такой Буратино?

В-ль: Будем расколдовывать Буратино? А помогать нам будут в этом пиктограммы.

А что это такое?

Дети: Это схемы, рисунки, значки.

 Они изображающие различные предметы, явления.

Они быстро помогают обозначить слова и передать их значение.

 

Задание - «Выложи картинки- пиктограммы по схеме»

Дети проходят за столы.

1ребёнок у мольберта

 

(Дети подбирают картинки пиктограммы, накладывают на схему и составляют синквейн про Буратино)

(Ответ 3 детей.1- у мольберта.2- за столом)

 

1.Буратино.

Деревянный, весёлый.

Бегает, учится, любит.

Буратино открыл ключиком потайную дверь.

Мальчик.

 

2.Буратино.

Любопытный, озорной.

Мечтает, помогает, защищает.

Золотой ключик принесёт Буратино счастье.

Друг.

 

Слайд 5 БУРАТИНО)

 

 

 

В-ль: Помогли расколдовать Буратино.

Идем дальше по следам?

(Дети и воспитатель идут дальше по следам и считают)

Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

 

Загадки от сверчка.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

 

Задание: «Отгадай синквейн – загадку») (на слайдах)

 

1.                ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

 

(Слайд 6-7 ПАПА КАРЛО)

 

 

1.                ?

2.Хитрая, изворотливая.

3.Выдумывает, притворяется,

4.Ненравится, хочется её разоблачить.

5.Плутовка.

 

(Слайд 8-9 ЛИСА АЛИСА)

 

1. Долгожительница.

2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5.                 ?

В-ль: Кто это может быть?

 

(Слайд 10-11 ЧЕРЕПАХА)

 

1.   Разбойник.

2.   Слепой, жадный.

3.   Обманывает, хитрит, предаёт.

4.   От него одни неприятности.

5.         ? 

 

В-ль: Кто это может быть?

 (Слайд 12-13 КОТА БАЗИЛИО)

 

В-ль: Расколдовали и этих героев?

А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

 

 

Физкультминутка: «Арам зам зам» (видео) (Слайд 14)

 

В-ль: Пора дальше отправляться в путь по следам.

Находим конверт. Письмо от Папы Карло. Он просит о помощи.

 

 

 

Задание: «В мастерской у Папы Карло».

Надо собрать пазл- картинку героя из сказки (Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, Артемон) и составить графический синквейн о нём.  

 

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают-записывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи).

(Звучит спокойная музыка).

 

(4 ребёнка рассказывают свои стихи - синквейны по очереди у мольберта)

 

(Слайды 15-16-17-18 ГЕРОЕВ ПРО КОГО ГОВОРИЛИ ДЕТИ) 

 

В-ль: Отлично! Расколдовали и этих героев (слайд №19)

Идем дальше по следам.

В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?

Дети: Мы оживили всех сказочных героев.

 

Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.

(Проходим сквозь зеркало назад.1- 2 – 3 Сказка двери отвори.)

 

(Слайд 20 БИБЛИОТЕКА)

 

В-ль: Теперь с книгой все в порядке. Какую же сказку вернули в книгу?

 

(Слайд 21 КНИГИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО).

 

 А кто автор?

Алексей Николаевич Толстой.

 

(Слайд 22 ПОРТРЕТ ПОЭТА)

 

В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось?

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

 

 

В-ль: 

А давайте и про Алексея Николаевича Толстого составим синквейн.

 

 

 Алексей Николаевич Толстой.

 Умный, талантливый.

 Писал, сочинял, удивлял, радовал.

 Радует людей своим творчеством.

 Поэт.

 

ВИДЕООБРАЩЕНИЕ БУРАТИНО (Слайд 23)

 

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

 

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино» и Золотые монетки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sinkveynotchyot_2018.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа город

Михайловка Волгоградской области»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн  

в старшей группе №10

                                                                                 

Выполнила: Дьякова И.Н.

                                                                                        воспитатель

Цель: Используя инновационную методику синквейна, создать положительный эмоциональный настрой при восприятии литературного произведения; привить любовь к книге, обобщить и расширить представление о литературном произведении.

Задачи:

Образовательные: уточнение, активизация словаря детей путём подбора существительных, прилагательных и глаголов по теме: «Сказочные герои»; обогащение экспрессивной лексики словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи.

Создание условий для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель с использованием пиктограмм.

Развивающие: развитие умения быстро составлять предложения из 3-х и более слов с опорой на заданную тему;

Развитие творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, интеллектуальных способностей детей.

Развитие фонематических процессов и связной речи.

Совершенствование графо моторных навыков в рисовании и в элементах письма.

Воспитательные: воспитание познавательной, творческой активности, самостоятельности, интереса к художественной литературе и

навыков взаимопомощи в коллективной деятельности.

Предварительная работа:

Знакомство с произведением А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино».

Характеристика, анализ героев сказки.

Привлечение родителей к составлению синквейнов совместно с детьми на данную тему.

 

Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, пиктограммы- картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей, мольберты.

                                     

Ход занятия.

Организационный момент.

 Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.

Мы рады гостям?

Давайте улыбнёмся нашим гостям, друг другу улыбнёмся!

И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети говорят по очереди:
1.  Придумано кем – то
2.  Просто и мудро
3.  При встрече здороваться!
4. - Доброе утро!
5. - Доброе утро
6.  Солнцу и птицам!
7. - Доброе утро!
8.   Приветливым лицам!
9.    И каждый становится 
10.  Добрым,  доверчивым!
11.  Доброе утро длится до вечера!

Давайте скажем гостям: «Доброе утро».

(Слайд 1 ПОЛКИ С КНИГАМИ)

В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами.

Куда мы попали?

Дети: в библиотеку.

В-лА что такое библиотека?

Дети: Это дом где живёт много книг, книжкин дом.

В-ль: А зачем нужны книги людям?

Ребёнок: Посмотрите Ирина Николаевна, книга лежит на полу.

В-ль: А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-льМы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-льЧто же это? Книга пустая. А где же сказки?

Дети: Исчезли. Наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну Зазеркалье. Пройдите испытания и верните мне мою  сказку.

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказку в книгу? 

Дети: Да!

В-льЧтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

ДетиНа ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.

В-ль: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в Зазеркалье. Надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать слова: 1-2-3-Сказка двери отвори.

 (Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).

В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье.

(Слайд2. ЗАМКИ - ДВОРЦИ)

Ой, а что это за следы? Куда они ведут? Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-льРебята, сейчас посмотрим, что здесь находится?

Какая-то схема?

(Слайд 3 СХЕМА СИНКВЕЙНА)

В-ль: Что это за схема?

Дети: Это схема построения синквейна.

В-ль: Какое интересное слово. Что же такое синквейн?

Дети: Это короткое стихотворение, у которого нет рифмы, и оно не складное. И его пишут не поэты, а придумывают дети.

И у него есть определённые правила написания.

Он состоит из 5 строк.

1строка - это предмет, или имя героя про которого будем говорить.

2строка - это 2 слова, они отвечают на вопрос какая? какой?

3строка - это 3 слова, они обозначают действие и отвечают на вопросы что делает?

4строка - это предложение, наше отношение к герою, предмету.

5строка - это на что похоже, наши ассоциации.

(Слайд 4 ТЕНЬ БУРАТИНО)

 В-ль: Чья это тень?

 Дети: Буратино.

 В-ль: Поможем Буратино превратиться из тени в настоящего?

Характеристика Буратино:

Какой он по характеру? Из чего сделан?

Что делает? Действия Буратино.

Ваше отношение к герою.

Вывод: Кто же такой Буратино?

В-ль: Будем расколдовывать Буратино? А помогать нам будут в этом пиктограммы.

А что это такое?

Дети: Это схемы, рисунки, значки.

 Они изображающие различные предметы, явления.

Они быстро помогают обозначить слова и передать их значение.

Задание - «Выложи картинки- пиктограммы по схеме» 

Дети проходят за столы.

1ребёнок у мольберта

(Дети подбирают картинки пиктограммы, накладывают на схему и составляют синквейн про Буратино)

(Ответ 3 детей.1- у мольберта.2- за столом)

1.Буратино.

Деревянный, весёлый.

Бегает, учится, любит.

Буратино открыл ключиком потайную дверь.

Мальчик.

2.Буратино.

Любопытный, озорной.

Мечтает, помогает, защищает.

Золотой ключик принесёт Буратино счастье.

Друг.

 

Слайд 5 БУРАТИНО)

В-ль: Помогли расколдовать Буратино.

Идем дальше по следам?

(Дети и воспитатель идут дальше по следам и считают)

Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

Загадки от сверчка.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Задание: «Отгадай синквейн – загадку») (на слайдах)

 

1.                ?
2. 
Добрый, трудолюбивый.
3. З
аботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу
.
5.
 Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

(Слайд 6-7 ПАПА КАРЛО)

1.                ?

2.Хитрая, изворотливая.

3.Выдумывает, притворяется,

4.Ненравится, хочется её разоблачить.

5.Плутовка. 

(Слайд 8-9 ЛИСА АЛИСА) 

1. Долгожительница.

2. Мудрая, старая.
3. 
Плавает, ползает, живет в пруду.
4. 
Подарила золотой ключик Буратино.
5.                 
?

В-ль: Кто это может быть?

(Слайд 10-11 ЧЕРЕПАХА)

1.   Разбойник.

2.   Слепой, жадный.

3.   Обманывает, хитрит, предаёт.

4.   От него одни неприятности.

5.         ?  

В-ль: Кто это может быть?

 (Слайд 12-13 КОТА БАЗИЛИО)

В-ль: Расколдовали и этих героев?

А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Арам зам зам» (видео) (Слайд 14)

В-ль: Пора дальше отправляться в путь по следам.

Находим конверт. Письмо от Папы Карло. Он просит о помощи.

Задание: «В мастерской у Папы Карло».

Надо собрать пазл- картинку героя из сказки (Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, Артемон) и составить графический синквейн о нём.  

 

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают-записывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи). 

(Звучит спокойная музыка).

(4 ребёнка рассказывают свои стихи - синквейны по очереди у мольберта)

(Слайды 15-16-17-18 ГЕРОЕВ ПРО КОГО ГОВОРИЛИ ДЕТИ)  

В-ль: Отлично! Расколдовали и этих героев (слайд №19) 

Идем дальше по следам.

В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?

Дети: Мы оживили всех сказочных героев.

Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.

(Проходим сквозь зеркало назад.1- 2 – 3 Сказка двери отвори.)

 

(Слайд 20 БИБЛИОТЕКА)

В-ль: Теперь с книгой все в порядке. Какую же сказку вернули в книгу?

(Слайд 21 КНИГИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО).

 А кто автор?

Алексей Николаевич Толстой.

(Слайд 22 ПОРТРЕТ ПОЭТА)

В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось?

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

В-ль: 

А давайте и про Алексея Николаевича Толстого составим синквейн.

 

 Алексей Николаевич Толстой.

 Умный, талантливый.

 Писал, сочинял, удивлял, радовал.

 Радует людей своим творчеством.

 Поэт.

ВИДЕООБРАЩЕНИЕ БУРАТИНО (Слайд 23)

 

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

 

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино» и Золотые монетки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»» вторая младшая группа

конспект занятия по заучиванию стихотворения во второй младшей группе "Мой мишка " З.Александровой...

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить резуль...

План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О .          Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...

Конспект занятия «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге....

Конспект ОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.Задачи: Коррекционно – образовательные:у...

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста, 2021

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...