Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности " Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Безгодова Ольга Алексеевна

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе  компенсирующей  направленности "Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_teme_hleb.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речевой деятельности по лексической теме «Хлеб.»

Цель: обогащение и активизация лексико–грамматического строя речи по лексической теме: «Хлеб», развитие связной речи.

 Коррекционно –образовательные задачи:  Формировать представление о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб»  хлеб, пшеница, рожь, колос,  хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка,  золотой, усатый, белый , ржаной, вкусный, растить ,ухаживать убирать, молотить, месить, печь).Совершенствовать  навыки  рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствовать грамматический строй речи. Образовывать относительные прилагательные, пополнять словарь ребенка

Коррекционно- развивающие задачи: Развивать слуховую память, мышление, общие речевые навыки, диалогическую речь, зрительное внимание, развивать фонематический слух, общую моторику. Развивать наблюдательность эмоции, выразительность движений и речи, развивать связную речь посредством составления рассказа по сюжетной картине, с помощью плана, мнемотаблиц.

 Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать активность. взаимопонимания, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Интеграция образовательных областей: речевая, социально – коммуникативная, познавательная, двигательная

Методы:

Практический (динамическая пауза)

Словесный: диалог с детьми, беседа, рассуждения, объяснение.

Наглядный: показ картинки, слайды.

Приемы: вопросы – ответы, рассказывание, динамическая пауза.

В ходе НОД применяются следующие технологии:

- здоровьесберегающая технология (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика);

- технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технология коммуникативного обучения;

- технология игрового обучения.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Хлеб», рассматривание колосьев ржи, разучивание текста к физкультминутке.

Ход НОД

1.Организационный момент:

Музыка.   Становимся вокруг стола.

Раз, два, три, четыре пять- становитесь вкруг играть! Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Называя имя соседа в ласковой форме, передовая колокольчик. Например: Здравствуй Сонечка! Дин-дон-дон!

Мы спокойны и добры, мы приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Артикуляционная гимнастика с логоформочками №5 «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель: Я буду рассказывать вам одну очень интересную историю про наш язычок, в это время вы выполняя упражнение, по очереди выкладываете на стол соответствующую фигуру данному упражнению. И так.

Язычок очень любил наблюдать как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел? Бабушка начала свой рассказ. Сначала сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Лопатка»), потом разрыхлить её (упр-е «Маляр») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Иголочки»), их нужно поливать (упр-е «Чашечка»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Лошадка»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Блинчик»). 

Вводная часть:

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру, закрываем глаза, а я в это время вам в рот буду класть что то съедобное, ваша задача определить по вкусу что это? (Раздаю блюдце с хлебом пшеничным и ржаным)

Дети: хлеб.

Воспитатель: А какой черный или белый? А черный хлеб как называем – ржаной, а белый –пшеничный. Слайд 1 Хлеб

Воспитатель: Откуда берется хлеб, который каждый день мы покупаем в магазине?

Дети: ответы детей.  (Положить модули на ковёр)

А сейчас проверим, делимся на команду девочек и команду мальчиков, проходим на ковер, вы должны собрать цыпочку  «От зернышка до хлебушка». Начинаем собирать.  (вкл музыку фоном).  С игрой справились. Отлично!! Слайд 2 Цепочка 

 Пашут, боронят, сеют, опрыскивают, проверяют созрело или нет, собирают зерно. Куда увезли зерно на машинах? (На элеватор) – - Что такое элеватор? (Здание, где храниться зерно). С Элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку - Из муки замешивают тесто - Тесто раскладывают по формочкам – - А затем выпекают хлеб. 

Садимся на стульчики

Основная часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю к вашему вниманию картину. Что художник изобразил?

Дети: художник изобразил раздольное поле золотой ржи.

Верно. Сейчас будем составлять план составления рассказа о картине и в этом нам помогу карточки.

Воспитатель: Как зовут художника, который изобразил картину? Почему художник назвал её «Золотая рожь»?

Дети: 1. И.И. Шишкин.  Поле жёлтое и кажется поэтому золотым.– Слайд 3.  Какую карточку мы выберем первую для описания картины? (магнитики на доске)

Воспитатель: А что вы можете сказать о поле? Какое оно? А рожь в поле какая?

Дети: 2. (Большое, широкое, привольное, раздольное). (поле со спелой рожью, оно созрело). Следующая карточка у нас будет? Выставляет ребенок.

Воспитатель: Какая погода стоит в поле?

Дети: 3. (безветренная, солнечная). Какую карточку мы выберем?

Воспитатель: А теперь обратите внимания на небо над полем. Что вы можете о нем сказать?

Дети: 4. (Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками.)

Воспитатель: Что вы видите в поле?

Дети: 5 (колосья ржи, они поспели, готовы к сбору урожая).

Воспитатель: Что художник изобразил вдоль извилистой дороги?

Дети: 6 (могучие сосны, сосны разной высоты).  Замечательно!!  Слайд 4 Схема

Динамическая пауза.

Дети встаем полукругом, берем СУ Джок. Вкл музыку «Месим тесто».

Воспитатель: Присаживаемся на стульчики.  Рассказ ребенка. (кто попробует составить рассказ по сюжетной картине и по схеме?) Рассказывают по цепочке, а потом один ребенок).

Рассказ: Картину изобразил И.И. Шишкин название картины «Золотая рожь» На картине перед нами поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят белые воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Что тебе в картине больше всего понравилось?

Воспитатель: У меня для вас есть удивительная игра. Садимся на подушечки.

Послушайте задание, я выбираю кто бросает кубик, тот кого я выбрала кидает кубик, выпадает цифра, смотрим на экран  и мы выполняем задание с соответствием цифры.

 звук комбайна

Давайте вспомним, кто трудится на комбайне? Как называется эта профессия? Чтобы описать профессию людей которые трудятся на полях нам поможет мнемотаблица.

Выезжает в поле, когда зерно поспевает, скашивает колосья, обмолачивает зерно и ссыпает в машину самосвала, которая увозит зерно на склад.

2. Игра «Колесим по лабиринтам, собираем слова из бусинок»

3 Терентий Семенович Мальцев –полевод

Он подготавливает почву к посеву, посадке, выращивает и собирает урожай.

4 Тракторист, звук тракториста

Вспахивает землю, боронует, сеет семена в землю

5 Задание на интонацию Вам нужно сказать пословицу с разной интонацией «Хлеб всему голова». 1. задумчиво, 2. грустно, 3. радостно.

А сейчас вспомним наши пословицы и поговорки собрав пазлы.

Хлеб всему голова. Хлеб в рот, а ум в голову. Без золота проживешь, а без хлеба нет. Много снега, больше хлеба. Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Итог: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Что запомнилось больше всего? Вы большие молодцы!!

 Заключительная часть.

 Воспитатель: Действительно ребята, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол!  И для вас я приготовила соленое тесто из которого вы сами слепите хлебобулочные изделия для игры в «Магазин».

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по развитию речи для подготовительной группы "Ручеек - речевичок"

Лэпбук по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ(на примере работы со словом-доминантой «Печь») ...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...