Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фарапонова Наталья Викторовна

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами.

Задачи:

-активизировать речевую деятельность детей;

-знакомить детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами;

- формировать умение и желание составлять свои небылицы;

-способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления;

-развивать словарный запас;

- развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы;

- воспитывать умение работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами.

Задачи:

-активизировать речевую деятельность детей;

-знакомить детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами;

- формировать умение и желание составлять свои небылицы;

-способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления;

-развивать словарный запас;

- развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы;

- воспитывать умение работать в группах.

     Ход НОД.

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Слушание песни В. Шаинского «Небылицы».

О чём прослушали песню?

Бывает ли на самом деле так, как поется в песне?

II. Основная часть.

1. Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы- от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.

2. Сначала мы разомнемся. Д. И. «Скажи наоборот» (с мячом) слова антонимы имеющие противоположное значение

Небо - земля

Пол - потолок

Черный- белый

Мир – война

Мальчик – девочка

Правда – ложь

Шум – тишина

Огонь – вода

Молодой – старый

Добрый – злой

Отдыхать – работать

3. Послушайте, что я сейчас прочитаю:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

Ребята, послушайте еще:

Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито.

Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал?

Старушка сказала:

– Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на обед.

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюде

В буфете сидит…

(Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель)

Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица

Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)

Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось?

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка. (Юрий Энтин поэт- песенник)

Что смешного показалось?

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки. (Зинаида Александрова- поэтесса)

Жили-были

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё была у них

курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё -

два козла:

Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Что тут перепутано?

***

Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

***

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье.

Прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал кактус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зря? (Эдуард Успенский- писатель)

А без ошибок ли вышло?

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет. (О. Григорьев)

4. Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»

Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Зимой постоянно идёт снег.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Конфета солёная.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Кошка летит по небу.

Хорошо размялись.

5. А в каких сказках встречаются небылицы?

«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.

«По щучьему веленью»- Емеля ездил на печи,

- ведра не умеют сами ходить,

- топор сам не умеет колоть дрова,

- сами сани не умеют ездить.

6. Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней,вещей)

Пироги печет из… (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из… (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может… (вред, бед)

Отлично справились!

Послушайте стихотворение Н. Матвеевой "Путаница". Отчего возникла неразбериха?

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Разделиться на команды. По картинкам составить свою небылицу.

Например: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

III. Итог занятия.

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили?

Что вам особенно понравилось? Что мы сегодня делали? Что вызвало затруднение?

Мне понравилось, как вы сегодня хорошо работали, было весело и познавательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во 2-й младшей группе. Чтение сказки К. Чуковского "Цыпленок".

Конспект совместной деятельности с детьми 3-4 лет по развитию речи представляет собой материал , содержащий презентацию для более эффективного представления и запоминания сказки К. Чуковского "Цы...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возраста

Открытая образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возрастаЦель: Познакомить детей с произведениями А. Барто «Мя...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2020год

Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравст...