Методическая разработка
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

С. Ю. Гусева

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Согласный звук [ш], буква ш.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_sh.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: Согласный звук [ш], буква ш.

                                                                      Разработала:

                                                                      Гусева С.Ю.-  воспитатель                                                                                          

                                                                      первой   кв. категории

                                                                             

                                               

                                                                                                                                                                                                             

                               

                                            Новосибирск 2022

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Согласный звук [ш], буква ш.

Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»

Задачи:                                                                                                                  

 Образовательные задачи:

Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

Закрепить произношение звука «ш» в словах

Выкладывать  букву «ш»  из палочек

Упражнять в нахождении звука в слове

Познакомить с буквой «ш».

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух, внимание и память.

Развивать навыки чтения слогов

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Оборудование:

Магнитная доска, магниты.

Материал:

Шарик и записка, распечатанный алфавит, предметные картинки, тетради, распечатанные слоги, распечатанная буква Ш  +  =   пеналы,  три кружочка (синий,зеленый,красный) погремушка.

Ход деятельности

Вводная часть

Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел шарик. а к нему привязана записка. Давайте почитаем что там. (Открываем записку и читаем. «Дорогие ребята, я Королева Азбуки. В моем царстве букв, случилась неприятная история. Буква «Я» очень обиделась, что стоит последняя в алфавите и ночью, когда все буквы спали, она перепутала все буквы, а когда утром буквы искали свое место , то обнаружили пропажу одной буквы и никто не знает, какая буква пропала. Ребята может вы справившись с заданиями определите пропавшую букву и вернете ее на место.

  На доске висит алфавит и пропущено одно место для буквы ш.

 Основная часть

1.На ковре полукругом стоят стульчики, перед детьми стоит доска.                                                             На доску вывешиваю картинки(шар ,шляпа, шприц, шишка, душ, Шапокляк.
- Ребята, что изображено на картинках?(Перечисляют)
Прошу детей закрыть глаза в это время убираю одну картинку.
Ребята, какой картинки не хватает на доске?
Молодцы вы очень внимательные.
Меняю местами картинки.
Так делаю несколько раз.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Давайте проговорим еще раз, что изображено на картинках.
Какой одинаковый незнакомый вам звук есть во всех этих словах?
Правильно ребята это звук Ш.
2. Прочитать стихотворение.
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.
-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].

Звук [ш] согласный, всегда твёрдый.

Сейчас возьмите стульчики и пройдите за столы.

3 На что еще похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо).

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ш.

Давайте правильно произнесем звук Ш.

Итак, когда мы произносим звук Ш, мы:

- губки округляем и слегка вытягиваем вперед;

- широкий язычок наверху образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка

Когда мы произносим звук Ш, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

Зрительная гимнастика.

Проследить за движением бабочки.

4.Ребята, выложите у себя на парте из палочек букву Ш. Сколько нужно взять палочек, чтобы получилась буква Ш?

Правильно, четыре. Три ровных палочки выкладываем сверху-вниз, и соединяем их палочкой внизу.

Молодцы.

5. А вы знаете, что звук Ш очень любит прятаться в словах. (откройте рабочие тетради на стр.47 №1 Посмотрите картинки и определите место звука Ш в словах.

6.Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило!

Давайте подружим Ш с гласными звуками, на доске вывешиваем букву ш + а дети находят нужный слог и выставляют рядом.

Ш+А=ША                      А+Ш=АШ

Ш+О=ШО                      О+Ш=ОШ

Ш+У=ШУ                      У+Ш=УШ

7.Физминутка.

Выполним упражнения про кошку:

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот влево.)

Проводила взглядом мух. (зглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

8. А теперь в рабочих тетрадях стр.47.№3 заштрихуйте букву Ш. скажите какой карандаш вы для этого возьмете? (синий, т.к. этот звук согласный и всегда твердый.)

9.Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?

Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу. Заглавная буква занимает одну клеточку в ширину и две клеточки в высоту, между буквами не забывайте оставлять одну клеточку. Маленькая буква занимает одну клеточку в ширину и одну клеточку в высоту и так же одну клеточку пропускаем между ними.

Давайте пальчиком в воздухе попробуем написать.

Напишем целую строчку красивой буквы Ш. Рабочая тетрадь стр. 47 №3

Кто закончил тетради закрываем и встаем на ковре в кружок. В группе расположить три кружочка красного, синего и зеленого цвета. Звучит погремушка дети бегают по кругу, как только погремушка затихает, если я

 назову гласный звук, то вы подбегаете к красному кружку, если я назову твердый согласный звук, то вы подбегаете к синему кружку, если я назову мягкий согласный звук, то вы подбегаете к зеленому кружку.
(а, мь, д, о, у, п, рь, ы, ль, н, м, я, ё, нь, ю, и, сь, с).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Но мы не нашли букву Ш. как вы думаете может она спряталась за каким - то из этих кружков?  Где же она может быть? Дети переворачивают синий кружок и видят там букву Ш. Берем букву и вставляем в Алфавит.

Ну вот, мы нашли и помогли королеве Алфавита.

Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой звук Ш?

- Какие слова со звуком Ш вы запомнили?

Рефлексия занятия:

-Спасибо вам, ребята, за старание. Вы все хорошо поработали сегодня, молодцы! Что вам больше всего понравилось? Какие задания вызывали у вас затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...