Статья «Использование фольклора в позновательно-речевой деятельности дошкольника
статья по развитию речи (младшая группа)

Тихомирова Наталья Валентиновна

 

 Статья  «Использование фольклора в позновательно-речевой

деятельности дошкольника»

 

Первые годы жизни ребенка – важный этап воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для детей, вырастив ребенка в атмосфере насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, потешки, овладевая языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Именно все это в изобилии несет в себе народное творчество.

         Сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки – устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

         С народным творчеством нужно знакомить уже в детстве, надо вводить его детскую жизнь естественно, без театрализации, - так как оно существует в жизни. Вот мы и решили попробовать с нашими малышами. Мы подобрали литературу (см. приложение), отобрали нужный нам материал, пособия, соответствующие хороводные, подвижные и развивающие игры, подготовили иллюстрации и специальные подборки потешек, закличек, считалок, колыбельных, дразнилок;

 

Ни для кого не секрет, что у детей 3-4-х летнего возраста очень неустойчивое внимание и их очень сложно организовать.

         Мы сразу же обратились к считалкам и потешкам. Организационный вопрос был исчерпан! Стоило сказать: «Раз, два, три четыре, пять, начитаю я считать», как все стайкой «слетались» к воспитателю, и в группе становилось тихо.  Это очень выгодная и удобная форма организация детей, ибо во-первых, считалки коротенькие, смешные, легко запоминающиеся и долгохранимые в памяти. Их можно использовать при выборе водящего в игре, в хороводе, на занятиях в различных режимных моментах. Мы сделали специальную подборку потешек, где встречаются те животные, деревья, птицы, которых в этом возрасте должны уже знать дети. Здесь и кот, и коза, и баран, и коровушка, и петушок, и сорока, и березка, и заяц и т.д.. С помощью их мы развивали познавательный интерес эстетическое восприятие природы. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождем, брызгаться в потоках теплой, летней воды, сопровождая все это знакомой попевкой:

         «Дождик, дождик пуще!

           Дам тебе я гущи,

           Хлеба каравай

           Хоть весь день поливай!»

Или

         «Солнышка; ведрышко, выгляни в окошко

           Твои детки плачут, по камушкам скачут!»

         Это только две попевки, а ведь есть и про радугу-дугу, и про солнышко-колоколнышко, и про ясные звезды, и про зимушку-зиму, и про многое другое. В этом возрасте детки очень восприимчивы и доверчивы. Они сразу же нам поверили, что могут все, т.е. могут «колдовать». И мы «колдовали» - то нам надо было солнышко, то дождик, то снег надоел и начинались заклички: «Полно  беленький снежочек на талой земле лежать, время беленький снежочек тебе таять, пропадать, во долинушку стекать и сыру землю питать!» То куликов с ключами для весны кликали. Ребятишки делают все с неподдельным интересом и удовольствием, а мы видим результат этой работы:

  • Во-первых, разрабатывается четкая дикция и выразительная речь;
  • во-вторых, у детей значительно расширяется словарный запас и тренируется память;
  • в третьих, детишки становятся раскованными, естественными и общительными.

Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых, но связанные воспитателем, тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они тоже будут выполнять свою роль. Ведь народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. Например, все уже одеты на прогулку, а один ребенок еще нет – так и напрашивается пословица «семеро одного не ждут». Кушают за столом – «Худ обед, коли хлеба нет», игрушки собирают – «одна пчелка не много меда натаскает», обидели кого-то из детей – «чего в другом не любишь, того и сам не делай» и т.д..

          Ну а при формировании культурно-гигиенических навыков можно вообще одними потешками обойтись, а не назиданиями, которых дети не любят. Тут вам и про косу, и про водичку, и про личико – чего только нет! Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Припевками, приговорками, потешками издавна пользуются воспитании детей, особенно маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить».

Что может быть лучше колыбельной песни.

«Баю-баюшки-баю,

 Баю, доченьку мою.

Приди котик ночевать,

Мою доченьку качать!»

         Колыбельные песни это не только своего рода определенная форма обращения к ребенку в этот момент, не только создание определенного эмоционального настроения, но и опять же познавательный и поучительный моменты. Это и встреча со  старыми знакомыми – коток, собачка белолапа, гули, грачи, серенький волчок и пр. и ласковая форма обращения к кому-либо!

         Колыбельные песни оказываются незаменимыми в тех же дидактических играх с куклой, во многих п/играх: например: «Гуси-гуси», «у медведя во бору» и тд..

         Кстати, серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии.

         Мы справились с этим вопросом при помощи хороводов, которые не только побуждают к речевой активности детей, но и координируют движения, взывают к эстетическому переживанию фольклорной ситуации, вызывают желание активно в ней учувствовать. Этому не мало помогли так же игровые, плясовые песни и народные игры, которые мы подбирали в определенной последовательности. Начинали с игр, направленных на сближение и общение малышей.

«Солнышко и дождик»  - с использованием знакомых потешек, «Карусель», «Пузырь», «Бабушка Маланья» и пр.

Затем шли игры с развитием нравственно-волевых качеств ребенка – «Пустое место», «Гуси- гуси», «Гори, гори ясно» - с закличкой, «Лиса и гуси» - с потешками для лисы и игры способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия: «Кто разбудил мишутку» - добавили колыбельную и дразнилку «Где мы побывали?» - с величальной и т.д..

Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтения в его влияние на ребенка. Но всем известно необычайная сила влияния сказок и запечатляемости сказочных образов. Воспринятые в тот период, когда у ребенка нет еще прочности запоминания, сказочные образы сохраняются последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Ведь по своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению!

Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойством говорить, думать  и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования, не случайно дети постоянно просят «Почитайте нам сказку!» - А читать ли детям сказку или ее рассказывать? Воспитатели часто не придают значения, почему искусство рассказывания почти выродилось в д/саду и заменилось чтением. А ведь народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Когда сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственный контакт со слушателями. Ведь между ним и детьми стоит текст, в который нужно заглядывать. Да и детишек самих это отвлекает. Поэтому мы в своей работе сказки только рассказываем, сопровождая это показом на фланелеграфе. 

Дети не только видят происходящее на экране. У них у самих возникает желание подвигать яркие фигурки, а потом и сказку рассказать. В начале про себя, а потом и для других. А ведь рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие представляет образы, говорит образным, красочным языком!

Мы подготовили определенную подборку русских народных сказок, которые очень нам помогли в усвоении основного материала:

  1. «Ежик – пых» - знакомство с животными;
  2. «Как коза избушку построила» - знакомство с деревьями, кустарником, грибами, ягодами, цветами;
  3. «Гуси-лебеди» - вся сказка оформлена в стиле городетской росписи;
  4. «Три медведя» - декорации нарисованы по хохломе;
  5. «В гости к вам пришли матрешки» - семеновская игрушка и дымка;
  6. «Колобок» - знакомство с животными и элементами русского народного костюма.

Мы считаем, что хотя и изучение народно-прикладного искусства начинается в старшем возрасте, малыши вполне могут непосредственно воспринимать его яркости, красочность и самобытность.

Когда уже с раннего возраста детей окружают сказки, в которых три медведя сидят и спят на расписной мебели, едят из хохломской посуды; в которых ванечка играет семеновскими игрушками; матрешки приходят на ярмарку дымковской игрушки; персонажи сказки «Колобок» одеты в русские народные костюмы – все это в старшем возрасте поможет нашим детям более доходчиво понять и освоить понятие завиток, различные элементы хохломской, дымковской, городецкой, жостовской росписей, гжели!

Героев сказок, как и потешки, мы используем в развитии у детей элементарных математических представлений. Вначале мы начинали с пальчиковых игр типа:

  •  «Большаку дрова рубить  /большой палец/

                    А тебе воду носить  /указательный палец/

                    А тебе печи топить  /безымянный/

                    А малышки песни петь  /мизинец/

                    Песни петь да плясать, родных братьев потешать!

                    Песни петь да плясать, родных братьев потешать!»

 

  •  «Сорока», «Ладушки».

Затем использовали потешки на порядковый счет, например,

         «Раз, два, голова;

          Три, четыре, прицепили;

          Пять, шесть, сено везть;

          Семь, восемь, сено косим;

          Девять десять, деньги весить;

          Одиннадцать, двенадцать, на улице бранятся,

          В избе ссорятся»

Или : «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю я считать».

Затем подключили потешки с обратным счетом, например:

«Пять поросят резвятся на просторе,

 Один из них устал – «Пойду домой» - сказал /загнуть палец/

 И вот вам результат:

 Четверо поросят …..» и т.д.

         Использование потешек в математике скрашивают кажущуюся сухость ее теории. Они так же развивают чувство ритма, что имеет прямое отношение к математике.

         Наибольшего эффекта в работе с детьми можно достичь только при полной согласованности с их родителями, чтобы ребенок чувствовал, что папу или маму действительно интересует и волнует то, что он делает, чем занимается. Мы начали с малого. Предложили родителям вместе с детьми посетить экспозицию в Этнографическом музее и послушать выступление фольклорного ансамбля «Воскресенье».  Затем показали эскизы русских народных костюмов, чтобы каждый смог для своего ребенка выбрать и сшить понравившийся костюм. Потом предложили организовать для своих детей праздник с чаепитием.

         Сценарий мы готовили с определенной целью. Во-первых, чтобы каждый руководитель мог увидеть своего ребенка и сравнить уровень его развития с др. детьми. Во-вторых, чтобы сами родители были не просто зрителями, но и непосредственно принимали участие в сценарии. Результат превзошел все наши ожидания!  Были довольны и дети, и их родителя. А дальше родители сами стали предлагать нам свою помощь. Одна из родительниц организовала посещение выставки кукол в Этнографическом музее для всей группы. В подготовке этого праздника все организационные моменты взяли на себя родители. Согласитесь, что действительно приятно работать,  когда к тебе подходят чаще всего, конечно мамы и спрашивают: «Вам ни чего не надо помочь?» Когда к уже знакомым фразам – «Даня-то, спал» или «Маша все доела?» Родители добавляют: «А наш-то вчера папу спать укладывал и колыбельную спел!» или «моя-то попросила – Мама купи мне в магазине русские народные кроссовки».

         Мы даже завели уже тетрадочку, которую планируем в будущем оформить, где стали записывать творение наших деток. Вот например,  Маша Оркуша, 4 года, - потешка: «Половина круга – будет радуга-дуга», загадка «Висит на потолке и не качается»; Антип Кабозов «Носорог, носорог, у тебя сдобный бок!»; Кира Быстрова – концовку к потешке «Аты-баты» придумала сама: «Аты-баты я купила и водить-то буду я!»

         Планы у нас на будущее конечно большие, но мы думаем, что справимся. Ведь у нас такие замечательные помощники – это наши малыши и их родителя!

Список литературы

 

  1. «Твоя книга» Хрестоматия для чтения в семье и в детском саду для детей до пяти лет, Москва, «Детская литература» 1989 г. Составила Л.Елисеева.
  2. Русский фольклор из серии «Классики и современники»» Москва, «Художественная литература» 1985 г.
  3. Математика для малышей Е.В. Сербина, Москва, «Просвещение» 1992 г.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника – пособие для воспитателей д/сада под редакцией А.Д. Кошелевой, Москва, «Просвещение» 1985 г.
  5. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя, Москва, Государственное учебно-педагогическое изд. Министерства просвещения РСФСР, 1957 г.
  6. Песенные узоры – русские народные песни и игры. Выпуск № 3, Москва, «Музыка» 1989 г.
  7. Жаворонушки – песни прибаутки, заклички, считалки, сказки, игры народов СССР, выпуск № 5, Москва, «Советский композитор» 1985 г.
  8. Жаворонушки, выпуск № 3, Москва, «Советский композитор» 1985 г.
  9. Занимательное азбуковедение – книга для учителя, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  10.  Учитесь говорить правильно – книга для учащихся  в 2-х частях. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  11. Дидактические игры в детском саду – книга для воспитателя д/сада, А.К. Бондаренко, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  12. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 1992 г.
  13.  Русское народное творчество, Н.И. Кравцов, С.Г, Лазутин, Москва «Высшая школа» 1977 г.
  14.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – книга для воспитателя д/сада, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  15.  Творческие проблемы современных народных художественных промыслов, Ленинград, «Художник РСФСР» 1981 г.
  16.  Русское народное творчество в д/саду – А.К. Усова, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1961 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тихомирова Наталья Валентиновна
ГБДОУ Детский сад №91
Выборгского района Санкт- Петербурга ,воспитатель.

\

 Статья  «Использование фольклора в позновательно-речевой

деятельности дошкольника»

Первые годы жизни ребенка – важный этап воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для детей, вырастив ребенка в атмосфере насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, потешки, овладевая языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Именно все это в изобилии несет в себе народное творчество.

        Сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки – устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

        С народным творчеством нужно знакомить уже в детстве, надо вводить его детскую жизнь естественно, без театрализации, - так как оно существует в жизни. Вот мы и решили попробовать с нашими малышами. Мы подобрали литературу (см. приложение), отобрали нужный нам материал, пособия, соответствующие хороводные, подвижные и развивающие игры, подготовили иллюстрации и специальные подборки потешек, закличек, считалок, колыбельных, дразнилок;

Ни для кого не секрет, что у детей 3-4-х летнего возраста очень неустойчивое внимание и их очень сложно организовать.

        Мы сразу же обратились к считалкам и потешкам. Организационный вопрос был исчерпан! Стоило сказать: «Раз, два, три четыре, пять, начитаю я считать», как все стайкой «слетались» к воспитателю, и в группе становилось тихо.  Это очень выгодная и удобная форма организация детей, ибо во-первых, считалки коротенькие, смешные, легко запоминающиеся и долгохранимые в памяти. Их можно использовать при выборе водящего в игре, в хороводе, на занятиях в различных режимных моментах. Мы сделали специальную подборку потешек, где встречаются те животные, деревья, птицы, которых в этом возрасте должны уже знать дети. Здесь и кот, и коза, и баран, и коровушка, и петушок, и сорока, и березка, и заяц и т.д.. С помощью их мы развивали познавательный интерес эстетическое восприятие природы. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождем, брызгаться в потоках теплой, летней воды, сопровождая все это знакомой попевкой:

        «Дождик, дождик пуще!

          Дам тебе я гущи,

          Хлеба каравай

          Хоть весь день поливай!»

Или

        «Солнышка; ведрышко, выгляни в окошко

          Твои детки плачут, по камушкам скачут!»

        Это только две попевки, а ведь есть и про радугу-дугу, и про солнышко-колоколнышко, и про ясные звезды, и про зимушку-зиму, и про многое другое. В этом возрасте детки очень восприимчивы и доверчивы. Они сразу же нам поверили, что могут все, т.е. могут «колдовать». И мы «колдовали» - то нам надо было солнышко, то дождик, то снег надоел и начинались заклички: «Полно  беленький снежочек на талой земле лежать, время беленький снежочек тебе таять, пропадать, во долинушку стекать и сыру землю питать!» То куликов с ключами для весны кликали. Ребятишки делают все с неподдельным интересом и удовольствием, а мы видим результат этой работы:

  • Во-первых, разрабатывается четкая дикция и выразительная речь;
  • во-вторых, у детей значительно расширяется словарный запас и тренируется память;
  • в третьих, детишки становятся раскованными, естественными и общительными.

Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых, но связанные воспитателем, тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они тоже будут выполнять свою роль. Ведь народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. Например, все уже одеты на прогулку, а один ребенок еще нет – так и напрашивается пословица «семеро одного не ждут». Кушают за столом – «Худ обед, коли хлеба нет», игрушки собирают – «одна пчелка не много меда натаскает», обидели кого-то из детей – «чего в другом не любишь, того и сам не делай» и т.д..

         Ну а при формировании культурно-гигиенических навыков можно вообще одними потешками обойтись, а не назиданиями, которых дети не любят. Тут вам и про косу, и про водичку, и про личико – чего только нет! Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Припевками, приговорками, потешками издавна пользуются воспитании детей, особенно маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить».

Что может быть лучше колыбельной песни.

«Баю-баюшки-баю,

 Баю, доченьку мою.

Приди котик ночевать,

Мою доченьку качать!»

        Колыбельные песни это не только своего рода определенная форма обращения к ребенку в этот момент, не только создание определенного эмоционального настроения, но и опять же познавательный и поучительный моменты. Это и встреча со  старыми знакомыми – коток, собачка белолапа, гули, грачи, серенький волчок и пр. и ласковая форма обращения к кому-либо!

        Колыбельные песни оказываются незаменимыми в тех же дидактических играх с куклой, во многих п/играх: например: «Гуси-гуси», «у медведя во бору» и тд..

        Кстати, серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии.

        Мы справились с этим вопросом при помощи хороводов, которые не только побуждают к речевой активности детей, но и координируют движения, взывают к эстетическому переживанию фольклорной ситуации, вызывают желание активно в ней учувствовать. Этому не мало помогли так же игровые, плясовые песни и народные игры, которые мы подбирали в определенной последовательности. Начинали с игр, направленных на сближение и общение малышей.

«Солнышко и дождик»  - с использованием знакомых потешек, «Карусель», «Пузырь», «Бабушка Маланья» и пр.

Затем шли игры с развитием нравственно-волевых качеств ребенка – «Пустое место», «Гуси- гуси», «Гори, гори ясно» - с закличкой, «Лиса и гуси» - с потешками для лисы и игры способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия: «Кто разбудил мишутку» - добавили колыбельную и дразнилку «Где мы побывали?» - с величальной и т.д..

Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтения в его влияние на ребенка. Но всем известно необычайная сила влияния сказок и запечатляемости сказочных образов. Воспринятые в тот период, когда у ребенка нет еще прочности запоминания, сказочные образы сохраняются последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Ведь по своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению!

Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойством говорить, думать  и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования, не случайно дети постоянно просят «Почитайте нам сказку!» - А читать ли детям сказку или ее рассказывать? Воспитатели часто не придают значения, почему искусство рассказывания почти выродилось в д/саду и заменилось чтением. А ведь народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Когда сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственный контакт со слушателями. Ведь между ним и детьми стоит текст, в который нужно заглядывать. Да и детишек самих это отвлекает. Поэтому мы в своей работе сказки только рассказываем, сопровождая это показом на фланелеграфе.  

Дети не только видят происходящее на экране. У них у самих возникает желание подвигать яркие фигурки, а потом и сказку рассказать. В начале про себя, а потом и для других. А ведь рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие представляет образы, говорит образным, красочным языком!

Мы подготовили определенную подборку русских народных сказок, которые очень нам помогли в усвоении основного материала:

  1. «Ежик – пых» - знакомство с животными;
  2. «Как коза избушку построила» - знакомство с деревьями, кустарником, грибами, ягодами, цветами;
  3. «Гуси-лебеди» - вся сказка оформлена в стиле городетской росписи;
  4. «Три медведя» - декорации нарисованы по хохломе;
  5. «В гости к вам пришли матрешки» - семеновская игрушка и дымка;
  6. «Колобок» - знакомство с животными и элементами русского народного костюма.

Мы считаем, что хотя и изучение народно-прикладного искусства начинается в старшем возрасте, малыши вполне могут непосредственно воспринимать его яркости, красочность и самобытность.

Когда уже с раннего возраста детей окружают сказки, в которых три медведя сидят и спят на расписной мебели, едят из хохломской посуды; в которых ванечка играет семеновскими игрушками; матрешки приходят на ярмарку дымковской игрушки; персонажи сказки «Колобок» одеты в русские народные костюмы – все это в старшем возрасте поможет нашим детям более доходчиво понять и освоить понятие завиток, различные элементы хохломской, дымковской, городецкой, жостовской росписей, гжели!

Героев сказок, как и потешки, мы используем в развитии у детей элементарных математических представлений. Вначале мы начинали с пальчиковых игр типа:

  •  «Большаку дрова рубить  /большой палец/

                 А тебе воду носить  /указательный палец/

                 А тебе печи топить  /безымянный/

                 А малышки песни петь  /мизинец/

                 Песни петь да плясать, родных братьев потешать!

                 Песни петь да плясать, родных братьев потешать!»

  •  «Сорока», «Ладушки».

Затем использовали потешки на порядковый счет, например,

        «Раз, два, голова;

         Три, четыре, прицепили;

         Пять, шесть, сено везть;

         Семь, восемь, сено косим;

         Девять десять, деньги весить;

         Одиннадцать, двенадцать, на улице бранятся,

         В избе ссорятся»

Или : «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю я считать».

Затем подключили потешки с обратным счетом, например:

«Пять поросят резвятся на просторе,

 Один из них устал – «Пойду домой» - сказал /загнуть палец/

 И вот вам результат:

 Четверо поросят …..» и т.д.

        Использование потешек в математике скрашивают кажущуюся сухость ее теории. Они так же развивают чувство ритма, что имеет прямое отношение к математике.

        Наибольшего эффекта в работе с детьми можно достичь только при полной согласованности с их родителями, чтобы ребенок чувствовал, что папу или маму действительно интересует и волнует то, что он делает, чем занимается. Мы начали с малого. Предложили родителям вместе с детьми посетить экспозицию в Этнографическом музее и послушать выступление фольклорного ансамбля «Воскресенье».  Затем показали эскизы русских народных костюмов, чтобы каждый смог для своего ребенка выбрать и сшить понравившийся костюм. Потом предложили организовать для своих детей праздник с чаепитием.

        Сценарий мы готовили с определенной целью. Во-первых, чтобы каждый руководитель мог увидеть своего ребенка и сравнить уровень его развития с др. детьми. Во-вторых, чтобы сами родители были не просто зрителями, но и непосредственно принимали участие в сценарии. Результат превзошел все наши ожидания!  Были довольны и дети, и их родителя. А дальше родители сами стали предлагать нам свою помощь. Одна из родительниц организовала посещение выставки кукол в Этнографическом музее для всей группы. В подготовке этого праздника все организационные моменты взяли на себя родители. Согласитесь, что действительно приятно работать,  когда к тебе подходят чаще всего, конечно мамы и спрашивают: «Вам ни чего не надо помочь?» Когда к уже знакомым фразам – «Даня-то, спал» или «Маша все доела?» Родители добавляют: «А наш-то вчера папу спать укладывал и колыбельную спел!» или «моя-то попросила – Мама купи мне в магазине русские народные кроссовки».

        Мы даже завели уже тетрадочку, которую планируем в будущем оформить, где стали записывать творение наших деток. Вот например,  Маша Оркуша, 4 года, - потешка: «Половина круга – будет радуга-дуга», загадка «Висит на потолке и не качается»; Антип Кабозов «Носорог, носорог, у тебя сдобный бок!»; Кира Быстрова – концовку к потешке «Аты-баты» придумала сама: «Аты-баты я купила и водить-то буду я!»

        Планы у нас на будущее конечно большие, но мы думаем, что справимся. Ведь у нас такие замечательные помощники – это наши малыши и их родителя!

Список литературы

  1. «Твоя книга» Хрестоматия для чтения в семье и в детском саду для детей до пяти лет, Москва, «Детская литература» 1989 г. Составила Л.Елисеева.
  2. Русский фольклор из серии «Классики и современники»» Москва, «Художественная литература» 1985 г.
  3. Математика для малышей Е.В. Сербина, Москва, «Просвещение» 1992 г.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника – пособие для воспитателей д/сада под редакцией А.Д. Кошелевой, Москва, «Просвещение» 1985 г.
  5. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя, Москва, Государственное учебно-педагогическое изд. Министерства просвещения РСФСР, 1957 г.
  6. Песенные узоры – русские народные песни и игры. Выпуск № 3, Москва, «Музыка» 1989 г.
  7. Жаворонушки – песни прибаутки, заклички, считалки, сказки, игры народов СССР, выпуск № 5, Москва, «Советский композитор» 1985 г.
  8. Жаворонушки, выпуск № 3, Москва, «Советский композитор» 1985 г.
  9. Занимательное азбуковедение – книга для учителя, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  10.  Учитесь говорить правильно – книга для учащихся  в 2-х частях. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  11. Дидактические игры в детском саду – книга для воспитателя д/сада, А.К. Бондаренко, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  12. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 1992 г.
  13.  Русское народное творчество, Н.И. Кравцов, С.Г, Лазутин, Москва «Высшая школа» 1977 г.
  14.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – книга для воспитателя д/сада, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Москва, «Просвещение» 1991 г.
  15.  Творческие проблемы современных народных художественных промыслов, Ленинград, «Художник РСФСР» 1981 г.
  16.  Русское народное творчество в д/саду – А.К. Усова, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1961 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование детского фольклора на музыкальных занятиях"

Знакомство с произведениями устного народного творчества доставляет детям большую радость, вызывает у них только положительную эмоцию. А игровые упражнения на основе детского фольклора помогают детям ...

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»

Дошкольный возраст — время активного познания окружа­ющего мира.  Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в  большом потоке информации. Детям важно не только  усваивать и с...

Статья "Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"

Среда, в которой находится ребенок, изменчива. Она подстраивается с учетом возрастных, физических и психологических особенностей детей. И передо мной, как педагогом стоит ответственная задача, помочь ...

Статья «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками»

Учитывая современную жизнь, система образования, предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, способствующих расширению возможностей педагога...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья " Использование проектной деятельности в формировании музыкальности дошкольников"...

Статья"Использование русского фольклора в развитии речи"

В последние годы,наряду с поиском современных моделей воспитания,возрастает интерес к фольклористике,возрождаются лучшие образцы народной педагогики.Фольклор-одно из действенных и ярких средств её,тая...