Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья на тему

Лейман Екатерина Николаевна

Статья " Использование проектной деятельности в формировании музыкальности дошкольников"

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

       Музыка имеет огромную власть над человеком и способна воспитывать на подсознательном уровне не только отдельно взятого человека, но и целое общество, активно влияя на взгляды, нравы, представления о красоте. Она комплексно воздействует на эмоциональную сферу и чувства человека, влияет и на психику, и на физиологию человека, может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.

     Музыкальное воспитание в детском саду занимает особое место в формировании творческой личности ребенка-дошкольника. Дети приобщаются к музыкальному искусству, учатся чувствовать, осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретенные навыки и умения.

Накопленный профессиональный опыт позволил мне разработать авторскую программу  дополнительного образования «ДОМИСОЛЬКА» и организовать работу вокального кружка. Вокальный кружок существует уже 4 года,  освоение детьми программы проходит вполне успешно, все поставленные цели и задачи программы реализуются в полном объеме. О высоком уровне развития музыкальных навыков детей свидетельствуют дипломы и награды за их участие в музыкальных конкурсах, таких как «Мелодинка» и «Талантоха». Программа дополнительного образования «ДОМИСОЛЬКА» опубликована на сайте «Ассоциация творческих учителей России», имеет диплом и сертификат о публикации. Структура программы соответствует требованиям ФГОС ДО, опубликована на федеральном уровне в свободном доступе и может использоваться для обучения детей.

Реализация Программы «Домисолька» предусматривает построение образовательного процесса на основе развивающих вариативных форм, методов, способов и средств, специфических для детей дошкольного возраста. Одной из инновационных развивающих технологий является использование проектного метода.   Проектная деятельность - это создание педагогом условий, позволяющим детям самостоятельно и с помощью педагога открывать новый практический опыт, добывать его  экспериментальным, поисковым  путём.

«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать»- писал Песталоцци.

Реализация проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога, стимулирует его к поиску новых творческих идей.  Из носителя знаний педагог превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностей детей.

    С целью привлечения внимания детей к миру музыки, знакомства с некоторыми элементами музыкальной теории, развития музыкальных способностей детей мною был разработан проект «Мир музыки».

    В рамках проекта используются дополнительные виды музыкальной деятельности и формы работы с детьми, которые не предусматривает образовательная программа по музыкально-художественной деятельности.

    Мною разработан цикл занятий «Музыкальная гостиная», который дает возможность детям более глубоко познакомиться  с крупной формой музыкальных произведений. Яркий и красочный наглядный  дидактический материал позволяет детям входить в мир различных музыкальных инструментов и высокохудожественной классической музыки. Циклы занятий  «Музыкальная гостиная» построены на основе музыкально-дидактической игротеки, которая предусматривает широкий спектр музыкально-игровых упражнений, творческих заданий, музыкальных загадок, импровизаций и пр.

    Заслуживает внимания также разработанная система занятий «Музыкальная грамота», которая является одной из инновационных технологий, успешно применяемых в рамках проекта. «Музыкальная грамота» содержит раздел, объединенный в цикл занятий «Загадки из нотной тетрадки». На таких занятиях дети знакомятся и осваивают некоторые элементы выразительных средств музыки и элементарные  музыкальные понятия, такие как хор, солист, унисон, камертон,  скрипичный ключ, басовый ключ, музыкальные инструменты, жанры крупной формы музыкальных произведений и т.д. Освоение этих понятий и терминов проходит для детей в игровой форме,  в виде викторин, загадок, проблемных вопросов, часто используются наглядно-информационные  методы, упражнения на слуховое восприятие, методы сравнения, диалог, беседы.

    Знакомство с некоторыми элементами музыкальной теории предполагает использование магнитной доски и мультимедийных презентаций «Дом для нот», «Кто как поёт», «Веселые нотки», Музыкальная лесенка» и др.  
   
В рамках проекта систематически используются здоровьесберегающие технологии в виде разных видов гимнастик: дыхательная гимнастика для настраивания правильного певческого дыхания перед  упражнениями на развитие слуха и голоса, такие как:  «Дуем на ладошку, чувствуем ветерок», «Надули мы животики и стали мы как бегемотики», «Задуй свечу», «Шалтай, болтай» и т.д. Дыхательная гимнастика не только настраивает детей на правильное певческое дыхание, но и благотворно влияет на весь организм. Зрительная гимнастика для глаз («Кружатся листочки», «Падает снежок», «Считаем капельки» и т.д.) успокаивает нервную систему ребёнка, стимулирует восприятие музыкальной деятельности и благотворно влияет на зрительные моторные функции.

     В рамках проекта систематически используется технология ТРИЗ и  музыкальные игры ТРИЗ.

     Для поощрения детей за достигнутые успехи я даю им возможность проявить себя в индивидуальном творчестве. Дети с большим желанием импровизируют под музыку, предлагают свои варианты исполнения песни или упражнения, сочиняют музыкальные загадки.  

Моя задача как музыкального руководителя - научить детей правильно применять вокальные навыки в исполнительской деятельности. Поэтому я в первую очередь развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный  песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни, формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно пользоваться им в своей исполнительской деятельности, что повышает восприимчивость к музыке, чуткость музыкального слуха,  умение видеть красоту в окружающей жизни,  выражать свои чувства, настроение, впечатления.

      В течение года показателями результативности обучения пению могут быть успешные выступления воспитанников вокального кружка на различных музыкальных мероприятиях: концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах, музыкальных викторинах.  

К концу учебного года дети в отчетном концерте демонстрируют свои знания, умения, навыки, которые они приобрели в систематическом обучении.

      Вокально-хоровой кружок «ДОМИСОЛЬКА» дает детям теоретическую основу и первоначальные навыки исполнительской деятельности, которые  помогают успешно обучаться в музыкальной школе и  в дальнейшем пользоваться приобретенными знаниями, умениями, навыками.

     

Со стремлением педагога повысить свой профессионализм будет возрастать уровень образованности подрастающего поколения.

Давайте вместе с детьми «пойдем» дорой искусства. Поддержим начинания будущих музыкантов вместе!

Кто знает, может среди этих детей подрастает будущий великий музыкант.

Успехов вам и творческого вдохновения в музыкальном воспитании  детей!

Музыкальный руководитель: Лейман Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...