Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей
методическая разработка (подготовительная группа)

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапанова Н. И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №21 Пушкинского района

 г. Санкт-Петербурга

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.  

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей. 

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому задача воспитателя - научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев не может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. 

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Стал актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. 

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности. 

Он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. 

Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми. Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. 

Дляпроекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. 

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люд и научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Статья: Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

Использование технологии проектной деятельности в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Возможно ли это в таком юном воз...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей.

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей. Проектная деятельность в детском саду – это деятельность по продумыванию и орган...