Использование технологии проектной деятельности в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гаврилюк Оксана Михайловна

Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилюк О.М., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 34 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Использование технологии проектной деятельности в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, обусловленная снижением показателей состояния здоровья и уровня культуры здоровья населения. Эта  проблема  требует к себе особого внимания, если касается  детей.  Вот почему вопрос о формировании у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о  здоровом   образе   жизни, стремление вести  здоровый   образ   жизни  и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.

В настоящее время предъявляются особые требования к ведению образовательным учреждением деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, о чем свидетельствуют соответствующие нормативные документы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 №323-ФЗ; Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования; Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» и др. 

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. По мнению ученых, именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно.

Потребность в  здоровье ребенка есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.  Главное в такой  работе  — помочь малышам выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознать ответственность за свое здоровье.

Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Только четко выстроенная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода детства может  решать задачу формирования своей философии здоровья. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни: новая организация предметно- пространственной среды, планирование познавательной деятельность детей на занятиях, в быту и в игре и т.п.

Для такого погружения необходима технология формирования КГН,  культуры двигательной деятельности, питания, экологической культуры личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение.

Наиболее продуктивно данные задачи может решать технология проектной деятельности в ДОУ.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Из этого следует, что выбранная тема по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни  «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

Это позволит ребенку «прожить» тему ЗОЖ в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи причиной и следствием.

 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков;  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Основные этапы проекта по формированию ЗОЖ:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.  Выполнение проекта – практическая часть.

4.  Подведение итогов.

Вся деятельность по реализации проекта происходит в игровой форме. Поэтому диапазон опыта представлен комплексной системой, в которую включены игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни.

Проект реализуется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • в режимных моментах: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон: оздоровительно- профилактическая гимнастика (сюжетно-игровая); ходьба по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
  • в образовательном процессе: темы НОД,  двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД (с преобладанием статистических поз); физкультминутки (имитационные, общеразвивающие упражнения); занятия физической культурой; музыкальные занятия (с элементами ритмопластики); беседы.
  •  Физкультурно-массовые мероприятия, так же совместно ДОУ и семьи.

В процессе работы над проектом по формированию здорового образа жизни решаются следующие задачи:

  1. Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье.
  2. Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом.
  3. Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровье сберегающих технологий.
  4. Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.
  5. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
  6. Расширять знания детей о продуктах здорового и вредного питания.
  7. Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
  8. Повышать педагогическую компетентность родителей по  вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
  9.  Создать совместно с детским садом и семьей условия по воспитанию физически здорового ребенка.
  10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.

Длительность проекта зависит от тех задач, которые ставит перед собой педагог. Проектная деятельность может быть кратковременной (от нескольких дней до нескольких недель) и длительной (от нескольких месяцев до года, иногда и больше).

Детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Литература:

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада». Е.Н.Николаева, В.И.Федорук, Е.Ю.Захарина.  СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Л.В.Гаврючина М.: ТЦ Сфера, 2007.

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Н.С.Голицына, И.М.Шумова М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Программа здоровьесберегающей деятельности ДОУ «ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА». Авторский коллектив С.Р.Андреева, Т.В.Волосникова, О.М.Гаврилюк,Ю.В.Эмануэль, Т.С.Эмануэль. Спб. : ООО «Издательско- полиграфическая компания «КОСТА», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Опыт работы , планирование и краткий анализ проекта"Защитники здоровья"...

статья "Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни " (из опыта работы)

В статье  представлен опыт работы по проекту "Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни"....

Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.

в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...