Главные вкладки

    «Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»
    статья по рисованию (подготовительная группа)

    Фёдорова Инна Ивановна

    «Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фёдорова И.. И., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №21 Пушкинского района

     г. Санкт-Петербурга

    «Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

    Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.  

    Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей. 

    Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому задача воспитателя - научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев не может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. 

    Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Стал актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

    В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. 

    Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности. 

    Он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. 

    Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми. Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. 

    Дляпроекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 

    Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. 

    В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люд и научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

    выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

    Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

    Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

    Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

    Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания...

    Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

        Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

    Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

    В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

    Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

    Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...