Открытое занятие про развитии речи в старшей группы с элементами синквейна "Дикие животные осенью"
материал по развитию речи (старшая группа)

Осипова Людмила Сергеевна

Открытое занятие в старшей группе с элементами синквейна
"Дикие животные осенью»

провела воспитатель Л.С. Осипова

Цель:

-формировать знания о диких животных нашего леса.

Задачи:

-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей;

-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему; 

Материал, оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, спортивный инвентарь, дидактический материал ( мешочек с угощениями, карточки с изображениями зверей), слайды с изображениями диких животных, изображение картинно-графической схемы, презентация зимнего леса, презентация игры «Угадай животное».

 Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
      Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.
Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)    Ребята наш друг ежик приглашает нас с вами в гости. Как вы думаете куда? (Ответы детей) Хорошо ответов много но ежик загадал нам загадку ответив на нее мы узнаем куда же мы отправимся. Закройте пожалуйста глазки и слушайте загадку.
Осенью невесело шумит,
Всю-то зиму он, насупившись стоит.
Раннею весною оживает
И все лето песни распевает.(лес)
Открыв глаза дети видят на картинки  осенний лес. 
(выставляется слайд 1 «Осенний   лес»).

 Воспитатель :Какой прекрасный лес.
 Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять рассказ  с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес.
Синквейн строится так:
1.Первая строка- тема синквейна, одно слово ,отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2.Вторая строка- два слова-признака ,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4.Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»
1.Осенний лес.
2.Красивый, нарядный.
3.Стоит, шумит, украшает.
4.Я люблю гулять в осеннем лесу.
5.Восторг!
Воспитатель. Молодцы ребята.
Вот мы и в лесу! Какой здесь осенний  воздух. Давайте подышим, будем вдыхать носом и выдыхать тоже (дыхательная гимнастика). Посмотрите, сколько тут различных следов

 (слайд 2 со следами животных). 

А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы) А как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях) А как мы назовем животных, живущих в лесу? (лесные или дикие животные)
    В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним , как называется «дом» у животных
(слайд 3  «домиками  животных). 
 Игровое упражнение «Закончи предложение» «Кто, где живёт»
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его.

Медведь живет….в берлоге
Белка живет…..в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
 Воспитатель: Следующая игра «Перепутались  детенышей»
СЛАЙД 4
Найти детенышей.
У зайца…зайчата
У волка…волчата
У медведя…медвежата
У белки…бельчата
У ежа..ежата
У лисы…лисята

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу
.Маленький, колючий
 Катится, фырчит, боится
Он живет в лесу.
 Маленький клубочек!
ну конечно это наш друг. Ежик

Игра- СУ-ДЖОК  «Маленький ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Давайте вспомним как наш друг ежик готовится к зиме?
слайд 5
К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи . Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком , до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.

 

Восп-ль: Ребята, посмотрите, в нашем лесу, оказывается, есть избушка лесника. (фото избушки)

А вы знаете, кто это такой? (объясняем смысл слова)  Он кормит лесных животных и заботится о них. Для всех животных в лесу делаются «Пункты питания»

Лесника нет, он ушел в лес, но он оставил угощения для наших зверей. Давайте их покормим. Перед вами «Волшебный мешочек» с кормом для зверей. Будем по очереди вытягивать предметы и угощать животных. (На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы, ежа; в мешочек складываются капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон). Ну вот наше путешествие с нашем другом ежиком подошло к концу.

Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.

Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)

Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)

Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).

Какое предложение можно составить? (Дикие животные строят убежища.)

Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)

Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя ведут и что делают в лесу осенью.

Рефлексия. Понравилось ли детям наше занятие. Если понравилось, то пусть дети помашут рукой над головой.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с применением синквейна

На тему «Дикие животные»

Выполнил: воспитатель

Зуева И. В

2019г.

Цельразвитие речи дошкольников посредством составления синквейна.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и углублять представления детей о диких животных весной.

2. Упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему

Развивающие :

Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережно относиться к животным.

Оборудование: картина весеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных картинки с

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это… ёжик

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

Что может делать ёжик? (сделать дыхательную гимнастику)

(подберем –синонимы)-

(бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать)

Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Ребята, наш ёжик любит прятаться. Он принес нам картинки, давайте попробуем его отыскать.

Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался в траве, в норе под пнем, под грибом)
ну вот пока ежик прятался все его друзья убежали

Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Открытое занятие в старшей группе с элементами синквейна
"Дикие животные осенью»
провела воспитатель Л.С. Осипова

Цель:

-формировать знания о диких животных нашего леса.

Задачи:

-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей;

-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему; 

Материал, оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, спортивный инвентарь, дидактический материал ( мешочек с угощениями, карточки с изображениями зверей), слайды с изображениями диких животных, изображение картинно-графической схемы, презентация зимнего леса, презентация игры «Угадай животное».

 Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
      Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.
Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)    Ребята наш друг ежик приглашает нас с вами в гости. Как вы думаете куда? (Ответы детей) Хорошо ответов много но ежик загадал нам загадку ответив на нее мы узнаем куда же мы отправимся. Закройте пожалуйста глазки и слушайте загадку.
Осенью невесело шумит,
Всю-то зиму он, насупившись стоит.
Раннею весною оживает
И все лето песни распевает.(лес)
Открыв глаза дети видят на картинки  осенний лес.  
(выставляется слайд 1 «Осенний   лес»).

 Воспитатель :Какой прекрасный лес.
Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять рассказ  с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес.
Синквейн строится так:

1.Первая строка- тема синквейна, одно слово ,отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2.Вторая строка- два слова-признака ,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4.Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»
1.Осенний лес.
2.Красивый, нарядный.
3.Стоит, шумит, украшает.
4.Я люблю гулять в осеннем лесу.
5.Восторг!
Воспитатель. Молодцы ребята.

Вот мы и в лесу! Какой здесь осенний  воздух. Давайте подышим, будем вдыхать носом и выдыхать тоже (дыхательная гимнастика). Посмотрите, сколько тут различных следов

 (слайд 2 со следами животных). 

А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы) А как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях) А как мы назовем животных, живущих в лесу? (лесные или дикие животные)
   В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним , как называется «дом» у животных
(
слайд 3  «домиками  животных). 
 Игровое упражнение «Закончи предложение» «Кто, где живёт»
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его.

Медведь живет….в берлоге
Белка живет…..в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
Воспитатель: Следующая игра «Перепутались  детенышей»
СЛАЙД 4
Найти детенышей.
У зайца…зайчата
У волка…волчата
У медведя…медвежата
У белки…бельчата
У ежа..ежата
У лисы…лисята

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу
.Маленький, колючий
 Катится, фырчит, боится
Он живет в лесу.
 Маленький клубочек!
ну конечно это наш друг. Ежик

Игра- СУ-ДЖОК  «Маленький ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Давайте вспомним как наш друг ежик готовится к зиме?
слайд 5
К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи . Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком , до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.

 

Восп-ль: Ребята, посмотрите, в нашем лесу, оказывается, есть избушка лесника. (фото избушки)

А вы знаете, кто это такой? (объясняем смысл слова)  Он кормит лесных животных и заботится о них. Для всех животных в лесу делаются «Пункты питания»

Лесника нет, он ушел в лес, но он оставил угощения для наших зверей. Давайте их покормим. Перед вами «Волшебный мешочек» с кормом для зверей. Будем по очереди вытягивать предметы и угощать животных. (На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы, ежа; в мешочек складываются капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон). Ну вот наше путешествие с нашем другом ежиком подошло к концу.

Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.

Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)

Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)

Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).

Какое предложение можно составить? (Дикие животные строят убежища.)

Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)

Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя ведут и что делают в лесу осенью.

Рефлексия. Понравилось ли детям наше занятие. Если понравилось, то пусть дети помашут рукой над головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Прощание с осенью»

Описание материала: конспект занятия   для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме Прощание с осенью  »...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Осенний Этюд"

Открытое занятие по развитию речи проводилось с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи  (первый год обучения). Основная цель- закрепление изученного материала об осени, развитие связной речи дет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на начало года «Осенний урожай»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на начало года «Осенний урожай»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...