Методики арт-терапевтического воздействия в логопедической практике
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Сурина Марина Викторовна

Методики воздействия на речевых детей с помощью арттерапевтических методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logotehnologii_artterapiya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтические технологии  в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

Главная  цель  арттерапии — гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.

_____________________________________________________________

Виды арт-терапевтических технологий

Выделяют активную и пассивную арт-терапию. 

Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, вторая  основана на использовании уже существующих произведений искусства. Арт-терапия  также  может быть групповой и индивидуальной.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие  как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка.

Современные  арт-терапевтические технологии реализуются через разнообразные виды методик.

 Основные направления и виды современной арт-терапии, используемые в работе с детьми с ТНР:

Виды современной арт-терапии выделяются на основе  работы с разными видами искусства:

- изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование, живопись; работа с глиной и пластилином и т. д.;

- сказкотерапия или библиотерапия – работа со словом (чтение и сочинение сказок, стихов и т.д., воздействие посредством сказки, притчи, легенды, литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- кинезитерапия  (данстерапия- танцевальная терапия ) - воздействие через танцевально-двигательную сферу;

- драматерапия – разыгрывание  какого либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

- куклотерапия – основана  на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

- хореотерапия или данстерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку,

- маскотерапия, оригами,  видеотерапия,  песочная  терапия, цветотерапия,  музыкотерапия и т.д.

__________________________________________________________________

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР  используются  следующие  методики и приемы:

Марания («марать»- «пачкать, грязнить») -  спонтанные  рисунки детей, выполненные  в абстрактной манере, имеющие сходство  с рисунками доизобразительного  периода.

Используются ритмичность  движения руки, случайность мазков и штрихов, размазывание и разбрызгивание краски, нанесение нескольких  слоев и смешивание цветов.

Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели, цветного песка.

Дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями.

На начальных этапах дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. В последующем место нанесения сыпучих материалов ограничивается.

Штриховка, каракули

   Штриховка, каракули - это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы  только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.

   Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными.        Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Особое внимание в работе с детьми с ТНР уделяется штриховке.

Ниткография - необычные оттиски  с помощью ниток.

Нитку (30–50см) опускают в краску, затем выкладывают на листе по собственному усмотрению, оставляя вне листа лишь кончик,  затем накрывают сверху другим листом, и,  придавив его рукой, вытягивают нитку из пространства между листами. На обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.

Ребенок описывает получившийся рисунок.

Монотипия

Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей  краску  поверхности  (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) выполняется  рисунок:  пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

Рисунок на стекле

(обработанный край - техника безопасности)

  В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. 

Рисование  пальцами

Используются  специальные  безопасные  краски  для  рисования  пальцами. Ребенок  рисует  изображение  пальцами  и  ладонями.

Рисование  предметами  окружающего  пространства
Дети могут  рисовать  мятой  бумагой,  резиновым  игрушками,  кубиками, губками,  зубными щетками,  палочками,  нитками,  коктейльными соломинками,  ластиками  и любыми другими предметами.  Инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется  (в разумных пределах). 

__________________________________________________________________

Песочная  арт-терапия – рисунок сухим или мокрым песком, строительство песочных фигур, замков, городов и т.д.  способствуют развитию у ребенка тактильных ощущений.

Коррекционно-развивающая  программа  рисования  песком  нацелена  на решение следующих задач:

- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

- Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;

- Тренировать  мелкую  моторику  рук;

- Гармонизировать  психоэмоциональное  состояние.

______________________________________________________________

Музыкотерапия — это вид  арттерапии,  где  музыка  используется  в лечебных  или  коррекционных целях.

Коррекционная  ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в  основе  которой  лежит  синтез  музыко-ритмо-двигательного воздействия.  Музыка  регулирует  движение  и  дает  четкие представления  соотношений  между  временем,  пространством  и движением. Именно эта  широта  проявлений  ритма  лежит  в  основе  многих  направлений  использования  ритмики.

 Ритмика  развивает  психические  функции — такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную).

Одной  из  современных  методик,  относящихся  к  кинезитерапии, является психогимнастика (М.И. Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты  психотерапии,  суггестивные (основанные на внушении), тренировочные,  разъясняющие,  активизирующие  психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка.

_______________________________________________________________

Игровая терапия - метод коррекции речевых, психологических, эмоциональных и поведенческих нарушений  у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.

Куклотерапия   основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история.

Драматерапия - разыгрывание по ролям и драматизация сюжета. Роль для ребенка подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения.

Библиографическое описание: Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.

Одним из перспективных направлений арттерапии является библиотерапия. Чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не только нормализации, но и оптимизации психического состояния и развитию речи ребенка.

Библиотерапия  помогает  при  разного  рода  проблемах:  страхах, отсутствии  учебной  мотивации,  лжи,  непослушании, упрямстве,  воровстве,  лени,  унынии,  стеснительности и др. Многие из нас в трудную минуту интуитивно или осознанно ищут успокоения на страницах любимых книг. Этим объясняется феномен многократного перечитывания одной и той же книги.

Уже в раннем детстве ребенок может высказывать свои литературные предпочтения. И нередко родители слышат просьбу о чтении одной и той же сказки. Ребенка и взрослого в книге привлекает не только информация, но и та гамма чувств, эмоций, которые она будит. Поэтому  перечитывание одного и того же произведения — своего рода тренинг тех психических состояний и процессов, которые актуальны для ребенка в данный момент.

Известно, что предупредить проблему легче, чем ее устранять. Чтение умело подобранного книг под руководством взрослого способно быть мощным средством профилактики нарушений психологического здоровья детей с ОВЗ.

Чтобы соблюсти основной принцип терапии «Не навреди!», при отборе книги необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, хорошо если герой каким-то образом решает свою проблему и становится победителем. В данном случае, маленький читатель получает бесценный опыт выхода из трудной ситуации. Следуя за переживаниями лирического героя, ребенок сможет переосмыслить на символическом уровне собственные трудности. И что немаловажно, решение проблемы, которую предложит книга, будет восприниматься или как свое собственное решение или как совет друга, а не нравоучение взрослого.

Неслучайно, книгу часто сравнивают с умным, заботливым и тактичным собеседником, который верит в то лучшее, что заложено в душе каждого из нас и может неназойливо способствовать пробуждению этого светлого начала.

Во-вторых, при организации чтения детей следует отдавать предпочтение юмористической литературе. Целительную силу смеха очень точно подметил Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Недаром еще И. Кант писал, что «веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире»! А знаток детской психологии К. И. Чуковский отмечал, что «юмор, драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами».

И наконец, последнее: библиотерапия предполагает не только чтение книги, но и ее обсуждение.

Все мы ни один раз слышали: «Время лечит», «В доме повешенного не говорят о веревке». Однако психологи не согласятся с этими житейскими аксиомами. Говорить о проблеме не только можно, но и нужно! С течением времени действительно многое забывается, а точнее вытесняется из нашего сознания. Однако если не было соответствующего осмысления, переработки трагического опыта, переживания не трансформируются, а лишь накапливаются в подсознании до поры до времени, ослабляя душевные силы человека. Рано или поздно, успешно загнанная в подсознание лавина чувств, прорвется мощным стрессом или каким-либо заболеванием на нервной почве. Именно поэтому важно не только рекомендовать ту или иную литературу, но и проводить обсуждение возникающих эмоций, чувств и мыслей. При этом разговор о книге нельзя превращать в проверку памяти или уподоблять уроку литературы. Ребенок должен быть уверен, что его ответы не будут оцениваться как правильные и неправильные. Важно создать такую атмосферу, при которой читатель имел бы возможность сказать все, что он думает в полной уверенности, что ни одно из его высказываний не будет подвергаться осуждению. Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Длительная эмоциональная активность и столкновение с актуальной темой лицом к лицу, может отнимать много сил у ребенка. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать отвращение к подобным занятиям.

Некоторым детям полезно дать перед чтением задания, чтобы заострить внимание на том или ином моменте или представить себя на месте героя. Иногда рекомендуют описывать свои замечания по ходу чтения в читательском дневнике.

Кому-то будет полезно переписать финал того или иного рассказа. (Как сделал Дениска в рассказе Ю. Драгунского «Не пиф, Не паф»).

Многие дети с удовольствием создают творческие работы к  прочитанному. Высшим пилотажем будет инсценировка волнующего сюжета или разыгрывание с помощью кукол. Всячески поощряется игра, сюжет которой, так или иначе, связан с прочитанным.

Например, при страхе уколов, врачей, больницы хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол и зверушек и позволить орудовать ребенку настоящим одноразовым шприцом. Манипулирование с предметом страха дает мощный терапевтический эффект. В целях безопасности такую игру необходимо проводить только под присмотром взрослого и, конечно, прятать иглу по окончании действа.

 Библиотерапия   является самой доступной из всех методов арттерапии. Это очень экономичный метод: при минимально затраченных средствах можно добиться существенных результатов. Наибольшие временные затраты уходят на составление библиографических списков по конкретной проблематике. Облегчит эту задачу объединение усилий логопеда, воспитателя, психолога и родителей.

Библиотерапевтические  списки могут быть хорошим подспорьем в случае нехватки времени у психолога или для увеличения мощности других видов арттерапии.

Если  ребенок  категорически  отказывается  читать  и  даже  слушать художественные  произведения, альтернативой  библиотерапии  может  стать мульттерапия.

Метод, как и любой  другой  в  арттерапии, имеет  пассивную   и активную формы.  Активная  предполагает  создание  детьми  своих  собственных незамысловатых  мультфильмов.  Эта  форма  имеет  множество преимуществ:

-творчество в  разных  видах искусства (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр); - развитие  командного  духа, чувства  товарищества;

- возможность почувствовать  себя  настоящим творцом и т. д.

Недостатком  активной  мульттерапии является ее трудоемкость.

Пассивную форму легче запустить в практику, достаточно составить тематические списки мультфильмов и организовать занятие  с  просмотром, обсуждением  мульфильма (ов),  выполнением  заданий.

Мульттерапия  никого не оставит равнодушным (единственным исключением будут дети с нарушениями зрения). Силу воздействия зрительных образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Именно опора на несколько репрезентативных систем ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую позволит достичь максимального эффекта.

Беседа после просмотра анимационного фильма способствует не только переводу сказочных, волшебных смыслов в багаж реальных жизненных знаний ребенка, но и параллельно решает задачи развития речи, мышления, внимания, эмпатии, умения отстаивать свою точку зрения.

На этапе обсуждения  мультфильма  можно и нужно вводить элементы изотерапии. Еще Аристотель заметил: «Душа не может думать, не рисуя». Хорошо, если  детям не просто предлагают создать рисунок на тему понравившегося  эпизода, но и показывают  варианты  нестандартного рисования.

Это обусловлено тем, что прямые инструкции нарисовать что-либо нередко вызывают защитные реакции протеста: «Я  не умею!». Здесь, прежде всего, необходимо помнить про важнейший принцип арттерапии: «Одобрение и принятие всех продуктов  творческой  деятельности  независимо от их содержании, формы и качества».

Но даже и особый, «принимающий», некритичный настрой педагога не всегда разбивает броню смущения, нерешительности и даже страха ребенка перед деятельностью, в которой он чувствует свою некомпетентность. И тогда на помощь приходят «эксплоративные», освобождающие приемы (кляксы, капли, линии, заканчивание чужих рисунков, рисование с ограничением времени, рисование с комментариями, рисование нерабочей рукой с закрытыми глазами и др.), направленные на снятие чувства ответственности за конечный результат и напряжение перед рисованием.

Нетрадиционные техники рисования также снижают контроль сознания, ослабляют механизмы защиты, продуцируют спонтанность, свободу самовыражения.

Вариантов множество: рисование при помощи оттисков, печатей (пробок, овощей, листьев и пр.),  монотипия,  кляксография,  каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой, создание пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном листе, линогравюры  и пр.

Предложения по- новому использовать изобразительные материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Чтобы  занятие  по  арттерапии  не  превратилось в обычное занятие  по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия.

-Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности.  Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему.

- Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности.

- Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений.

- Помнить, что основные цели арттерапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.

 Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.

В современной  зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бруно) выделяют два направления: пассивное и активное.

Пассивный  метод предполагает использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации.

Активное направление побуждает к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Приемы  активной  изотерапии широко освящены в современных монографиях (Бурно М. Е., Копытин А. И., Лебедева Л. Д., Ферс Г. М., Роджерс Н. и др.).

Пассивной же арт-терапии не уделяется должного внимания, хотя она может стать одним из действенных способов развития детей с ОВЗ.

Рассматривание репродукций шедевров художественного творчества в русле пассивного направления не оказывает столь сильного  впечатления, которое создается при восприятии оригиналов картин.

Поэтому занятие по изотерапии в стенах Русского музея, Эрмитажа или любого другого музея-собрания произведений искусств ни в коей мере не смогут  заменить подобное  мероприятие в стенах ДОУ. Экскурсии в музей способствуют  приобщению  к  сокровищнице  национального  и  мирового искусства, развитию  чувства  прекрасного.

Выполнение  заданий  пассивной  изотерапии  создают  основу  для эстетического  воспитания, образного  мышления, развития  способностей чувствовать,  эмоционально  воспринимать  окружающий  мир. Перед первым  посещением  музея  следует  провести  подготовительное  занятие, где  дети  смогут  познакомиться  с  некоторыми  репродукциями  тех  картин, которые  планируется  показать  им  в оригинальном  исполнении.

 Внимание детей можно будет обратить  на  существенную  разницу между репродукциями  и  настоящими  произведениями  искусства. Недаром  даже взрослые  отмечают  тот  факт, что  просмотр  репродукций  в  альбоме никогда  не  несет такой  эмоциональной  нагрузки,  которая  возникает  при восприятии  оригиналов.  Кроме  того  детям  будет  приятно  будет  «узнать» ту  или  иную  картину в  музее, это настроит  их  на  позитивный  лад.

В  музее (на занятии) детям можно предложить следующие задания:

 -          Повторить позу, жест, мимику той или иной скульптуры

 -          Описать свое чувство при восприятии произведений искусства

-          Представить себя в роли главного героя картины

-          Озвучить реплики персонажей картины

-          Сочинить продолжение истории изображенного фрагмента картины

Главное  преимущество   мульт-терапии – феномен оживления персонажей.

Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда

воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у

детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.

Особую  важность  имеет  достаточно  быстрое  получение  готового

продукта - мультфильма.  Собственный рисунок, который кажется ребенку

некрасивым, неудачным, при появлении его на экране, включенным в общий

контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр

и обсуждение мультфильма  дает  ребенку  возможность  осознать  себя

автором.

Эффективность  работы  зависит не только от метода, но и во многом - от

построения  взаимоотношений  педагога  с  детьми.  Говоря языком

транзактного анализа,

Педагог может занимать:

-  позицию  Ребенка, которому и самому интересно участвовать в общей игре, -  позицию Взрослого - партнера, когда отношения строятся на равных,

- почти  отсутствует позиция  контролирующего  Родителя, дающего оценки, делающего  замечания.

Замечено, что в  процессе  мульттерапии  ребенок  с  недостатками

развития может делать то, что обычно у него не получается. Например,

Особенностью  мульттерапии,  отличающей  её  от  других  арт-

терапевтических  методик,  является  то,  что  собственный  рисунок, который  может  показаться  ребенку ребенок с  недоразвитием  речи  при  озвучке  мультфильма  начинает довольно  четко  говорить.

 «некрасивым» или  неудачным,  на  экране  и в  контексте  коллективного   творческого  продукта  приобретает  особую  ценность и  значимость.

А  когда созданный персонаж начинает оживать, это создает

особое  волшебство и чувство собственной значимости (могущественности).

Мульттерапия  позволяет  ребёнку  почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать речевые недостатки и проблемы коммуникации.

Тем  самым  мульттерапия  является  моделью  сотворчества  взрослых  и детей, задающей  ориентиры  для  становления  новой  парадигмы образования.

В  процессе  мульттерапии  у  детей  снижается  агрессивность,

тревожность,  улучшается  настроение,  повышается  самооценка, уверенность  в  себе, развиваются  коммуникативные  качества.

Использование  мульттерапии  как  метода  арттерапии  в  дошкольных образовательных  учреждений  затруднено, но в  коррекционной  работе  можно  использовать  принципы  и  некоторые  приемы  мульттерапии.

Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияет на развитие

детей, а именно: они стимулируют к игре, которая  становится  основой  для

будущей  деятельности  и  социальных  ролей.  Это позволяет  выделить  их  на фоне других  факторов  влияния  окружающего  мира.

При  использовании  методов  сказкотераппи,  арттерапии  и  мульттерапии

детям  предоставляется  возможность  обращаться  к  своим  чувствам  через

переживания  за  любимых  героев; происходит  развитие  эмпатических

способностей  ребенка.  В   последующем  обсуждении  с  детьми

просмотренного  мультфильма  детям  легче  оценивать  свои  поступки,

высказывать  свои  чувства  по  отношению  к  героям,  сравнивать, сопоставлять, отожествлять  себя  со  сказочными  героями  с  целью определения  своей  ситуации,  своего  состояния.

Примерный  цикл занятий  с  использованием  мультфильмов  разных народов  мира  по  формированию  у  детей  эмпатии  и  доброжелательного отношения  к  другим  национальностям; отдельных  игровых  упражнений, методов  сказкотерапии,  арттерапии,  разыгрывания  различных  ситуаций  с последующим  обсуждением 

 (по Е.В.Коберник).

Направленность  занятий: коррекционно-развивающая,

профилактическая.

Уровень реализации: дошкольное образование.

Адресат: дети 5-6 лет, посещающие дошкольное учреждение.

Показания: организация групповых игровых занятий с детьми 5-6 лет.

Противопоказания: дети  с  интеллектуальной  недстаточностью,  РДА  и

дети с СДВГ.

 Для группы этих детей необходимы индивидуальные занятия.

Цель: формирование  толерантного  сознания  и  поведения  детей дошкольного возраста, воспитание  миролюбия  и  взаимной  терпимости  в обществе.

Задачи:

1. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека посредством

использования мультфильмов,

2. Знакомство с новым понятием «толерантность»,

3. Развитие навыков социального поведения,

4. Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства

других,

5. Воспитание желания чутко и бережно относится к чувствам и

переживаниям окружающих,

6. Развитие чуткого, внимательного отношения к другим,

7. Обогащение опыта и восприятия чувств, эмоций и оценка поступков

героев,

8. Практическое  применение  форм  эмпатийного  певедения  в  проблемно-

игровых  ситуациях,

9. Развитие самостоятельности в  проявлении  эмпатии.

Методы, обеспечивающие  результативность: художественное слово,

мульттерапия,  сказкотераппя,  арттерапия,  упражнения и игры,

направленные  на развитие и коррекцию  социально-коммуникативной  сферы  ребенка.

Условия реализации: кабинет для групповых занятий.

Длительность: коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на 9

занятий, которые проводятся один раз в месяц, продолжительностью 35 мин.

Количество участников: 8-10 человек.

Организация  игровых  сеансов:

1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя

ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-

психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения,

формирование у детей направленности на своих сверстников.

2 этап – разминка. Помогает  детям  настроиться  на работу, повышает

уровень их активности, способствует  формированию  групповой

сплоченности (дидактические игры, упражнения, сказкотерапия  и  пр.).

3 этап – основной. Направлен  на решение основных задач программы

(просмотр мультфильмов).

4 этап – рефлексия. Возможность понять и получить обратную связь

от участников игры.

5 этап – ритуал прощания. Создание атмосферы  сплоченности, выхода из ситуации сказки. Завершение групповой работы.

Необходимые  материалы, оборудование: помещение с интерактивной

доской, столы, стулья, ковер, пространство, где дети могут свободно

передвигаться.

Предполагаемый  результат: повышение  самооценки  детей, формирование толерантного  отношения  к  другим  людям, сплочение детского  коллектива,  развитие  эмпатии,  развитие  навыков  социального поведения, развитие способности  оценивать  собственные  чувства  и чувства  других,  развитие  творческого  воображения.

Использование  мультфиль мов   возможно  и  в  образовательной деятельности  воспитателя, тогда  технология  незначительно  изменяется.

Технология:

Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного

материла и слова педагога или родителя.

Примерная схема занятия:

 вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут

смотреть мультфильм о…... (высказывает общую мысль сюжета), либо

задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый

главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и

почему;

 показ мультфильма;

 беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы.

Задача — получение детьми нового знания;

 игра на основе выводов, упражнение;

 рефлексия.

Пример  методической  разработки  занятия  с  использованием мультфильма «Ох и Ах».

Название занятия: «____________________________________________»

Цель: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задачи: __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Возраст:.

Структура.

1. Вступление.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Просмотр мультфильма.

3. Беседа. Возможные вопросы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Игра на основе выводов, упражнение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

«Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе"

Использование нетрадиционных методов в работе с детьми, посещающими логопункт....

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Арт - терапевтические технологии в логопедической работе с детьми со стертой дизартрией.

В презентации показаны нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения. О том, как разнообразить  индивидуальные занятия с ребенком с применением арт - терапии (пескотерапии, му...

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы воздействия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Методика составления терапевтической сказки для ребенка.

В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них удивительно напоминают друг друга. Более того, исследовав их содержа...