План по самообразованию 2022-2023
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Максимова Анна Рудольфовна

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Селиванихинский детский сад комбинированного вида

СОГЛАСОВАНО:                                                       УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ Селиванихинский детский сад                     Селиванихинский детский сад

Протокол № ____ от  _____ 20___ года                        ____________/Овсянникова А.А./

                                                                                     Приказ от _______20 ___г.№ ____

План по самообразованию воспитателя

за 2022-2023 учебный год

по теме: «Театрализация как средство развития речи дошкольника»

Средняя группа «Пчелки»

Общеобразовательной направленности

Воспитатель: Максимова А.Р.

       

2022-2023 гг.

Актуальность.

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. 

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволит сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся: артикуляционная гимнастика; упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса.  Таким   образом, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей.

В проект активно включены родители. Они с охотой помогали. Для них были размещены консультации:

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи: 

  1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы)  в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.

  2. Определить содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

  3. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.

  4. Разработать план работы с детьми на год.
  5. Оформить в группе центр активности «В гостях у сказки». обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников. создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
  6. Вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ, приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности. Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; привлечь родителей в создании атрибутов в театрализованный уголок;
  7. Выявить уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

Задачи:

развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки; использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

развивать артикуляционную и мелкую моторику.

формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

      Задачи для детей:

  1. Развивать  у детей, выразительную связную речь,   мышление, память.
  2. Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка,  совершенствовать навыки диалогической речи,  развивать  эмоциональную  выразительность речи.
  3. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  4. Сформировать навык общения. Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Работа начата -01.09.2022 г. Предполагается закончиться - 30.05.2024 г.

Ожидаемый результат

 Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

Повысится уровень речевого, художественно- эстетического, эмоционального развития детей.

Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.

Организовать работу, спланировав основные мероприятия.

Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».  Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) Картотека: 

Изготовление картотеки театрализованных игр, театральных этюдов, мимических упражнений.

Беседа с детьми о театре

Рассказ о видах театра. Как вести себя в театре. Простые правила этикета».

Анкетирование родителей.

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Предложение родителям – посещение театра.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». Буклеты «Роль сказки в жизни детей».

Просмотр разных видов театра дома с детьми    

Октябрь

Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.

Показ открытого театрализованного развлечения «Репка» с приглашением коллег и родителей (ростовые куклы).

Предварительная работа:

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Рисование героев русских народных сказок.

Поделки детей атрибутов для сказки Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Пальчиковый театр, пальчиково-плоскостной шагающий театр, конусный, теневой

Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».    Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Ноябрь

Театральные этюды

Творческие задания

НООД «Поход в театр»

Мастер класс «Игры, направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».

Декабрь

Показ открытого театрализованного развлечения «Рукавичка» с приглашением коллег и родителей.

Предварительная работа:

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Рисование героев русских народных сказок.

Поделки детей атрибутов для сказки Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Пальчиковый театр, пальчиково-плоскостной шагающий театр, конусный, теневой

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.  

 Помощь в организации новогодних утренников

Январь

Метод сказкотерапия  

Февраль

Показ открытого театрализованного развлечения «Заюшкина избушки» с приглашением коллег и родителей.

Предварительная работа:

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Рисование героев русских народных сказок.

Поделки детей атрибутов для сказки Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Пальчиковый театр, пальчиково-плоскостной шагающий театр, конусный, теневой

Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой) Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Заюшкина избушка",

Март

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».

Апрель

Показ открытого театрализованного развлечения «Муха-цокотуха» с приглашением коллег и родителей.

Предварительная работа:

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Рисование героев русских народных сказок.

Поделки детей атрибутов для сказки Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши.

Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Пальчиковый театр, пальчиково-плоскостной шагающий театр, конусный, теневой

Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой)

Памятки для родителей по обучению связной речи 

Анкетирование родителей.

Май

  • Мониторинг образовательной области «Речевое развитие». Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.

Изготовление фотоальбома«Театр и дети».

Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использовать театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе». Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям будут предложены различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

Метод сказкотерапия  для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предложить детям нарисовать свой собственный Страх ( змей, собак, пауков,  и т.д.), затем я предложить разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Для того чтобы повысить интерес родителей к театрализованной деятельности надо устраивать театральные встречи, где родители были бы активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детейТолько заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Разучивание чистоговорок. •        Артикуляционная гимнастика

•        Чистоговорки и скороговорки

•        Упражнения на воображение

•        Упражнения на имитацию движений

•        Упражнения на активизацию словарного запаса

•        Упражнения на интонационную выразительность

•        Упражнения на формирование разговорной речи

•        Упражнения на речевое дыхание

•        Игры со словами и без слов

•        Театрализованные игры с героями:

•        Этюды

•        Инсценирование сказок

•        Показ театрализованных представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....

план по самообразованию 2022-2023

Повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...

план по самообразованию 2022-2023

план по самообразованию...