план по самообразованию 2022-2023
методическая разработка (младшая группа)

Тибичи Алиса Алексеевна

план по самообразованию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи у детей младшего возраста

 Речь – это основное средство достижения целей и желаний личности, один из способов самовыражения и самореализации. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Гармоничное развитие речи лежит в основе успешного обучения ребенка, подростка, взрослого. Вот почему так важно уделять особое внимание речи ребенка именно с раннего возраста. Успешное овладение речевыми навыками ребенком в младшем возрасте позволит ему в дальнейшем более легко и быстро освоить программу детского сада, а затем и школьную, быть успешным среди сверстников и взрослых.

Именно поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание работе над темой: «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры».

Звуковая культура речи – это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

У детей раннего возраста отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание. Вот почему с особой важностью к развитию звуковой культуры речи нужно подходить именно в раннем дошкольном возрасте.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры и в совместной образовательной деятельности.

ЗАДАЧИ:

развивать артикуляционный аппарат;

упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме шипящих и сонорных, звукоподражании;

работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох, чтобы иметь возможность говорить фразами;

воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм речи;

развивать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

Месяцы

Реализация программы

Цель

Сентябрь

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут»

  1. Дыхательная гимнастика. «Подуем на листочки»
  2. Пальчиковая гимнастика. Дружная семья
  1. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.

  1. Тренировка   навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

  1. Развивать   мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.

Октябрь

  1. Проведение дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика. «Вот какие мы большие!»

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут» (очень хитрая лиса: са-са-са)

(вот открытое окно: но-но-но)

(накололи мы дрова: ва-ва-ва)

  1. Произношение изолированных звуков (звуки А.У)
  1. Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.
  2. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  3. Учить правильно произносить звуки

Ноябрь

Декабрь

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут»

(в море ходят корабли: ли-ли-ли)

(в поле пашут трактора: ра-ра-ра)

(у оленя есть рога: га-га-га)

2. Дыхательная гимнастика. «Дудочка»

1.        Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.

  2. Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Январь

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут» (пасутся гуси на лугу: гу-гу-гу)

(собирать пойдем грибы: бы-бы-бы)

(танцевать с тобой хочу: чу-чу-чу)

  1. Проведение дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика. «Надуем пузырь»
  2.         Произношение изолированных звуков (звуки о.ю)
  1. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  2. Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
  3. Учить правильно произносить звуки

Февраль

  1. Проведение дыхательной гимнастики.  Дыхательная гимнастика. «Как мыши пищат?»
  2. Повторение потешек по карточка «Кузя тут»

(печку в доме затопи: пи-пи-пи)

(разноцветная юла: ла-ла-ла)

(этот дом из кирпича: ча-ча-ча)

3.        Дыхательная гимнастика. «Подуем на снежинки»

  1. Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
  2. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  3. Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Март

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут» (вот зеленый крокодил: ил-ил-ил)

(очень я тебя люблю: лю-лю-лю)

(птички свили здесь гнездо: до-до-до)

  1. Проведение дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика. «Вертушка»
  2. Дыхательная гимнастика. «Подуем на листочки»

  1. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  2. Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

  1. Тренировка   навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Апрель

  1. 1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут»
  2. (искупаем малыша: ща-ша-ша)
  3. (мне игрушку дать кому: му-му-му)
  4. (на крыше белая труба: ба-ба-ба)
  5. (длинный хобот у слона: на-на-на)
  6. 2. Проведение дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика. «Паровозик»
  1. «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
  1. развитие артикуляционной моторики.

Цел

  1. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  2. Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
  3. Цель: развитие артикуляционной моторики.

Май

  1. Повторение потешек по карточка «Кузя тут»

(в речке чистая вода: да-да-да)

(посмотрите на сову: ву-ву-ву)

  1. Проведение дыхательной гимнастики
  2.         Дыхательная гимнастика. «Подуем на снежинки»
  3. Проведение артикуляционной гимнастики
  1. Учить правильно произносить звуки, чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию, необходимую для красивой и правильной речи.
  2.         Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
  3. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
  4. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....

План по самообразованию 2022-2023

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...

план по самообразованию 2022-2023

Повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...