Дорога в Простоквашино Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

 

 

Возраст ребенка: 5-7 лет с ОНР.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и во фразах.

Задачи

Коррекционно-образовательная: закреплять знания об акустико-артикуляционном образе звука [р].

Коррекционно-развивающие:

-упражнять в правильном произношении звука изолированно, в слогах, словах и предложениях;

-развивать артикуляционную моторику путем выполнения артикуляционной гимнастики;

-формировать фонематическое восприятие и фонематический слух;

-развивать речеслуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать желание говорить красиво, правильно;

-воспитывать ответственность, инициативность.

Оборудование: изображения героев сказки Э. Успенского «Простоквашино», кубик с артикуляционными упражнениями на сонорные звуки, камешки марлбс, предметные картинки (ведро, ручка, карандаш, грабли, крупа, самовар, фоторужьё), разрезные картинки из шести частей, зеркало, компьютер, модуль №1 из игрового набора «Дары Фрёбеля».

Предварительная работа: занятие по развитию просодической стороны речи, массаж языка, артикуляционные упражнения, постановка звука [р], игры и упражнения на развитие фонематического слуха, автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, чтение с последующим обсуждением сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», работа с лексико-грамматическими категориями.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, чистоговорки.

Используемые технологии:

-практические;

-наглядные;

-словесные;

-традиционные;

-нетрадиционные-инновационные;

-здоровьесберегающие.

План занятия

  1. Вводная часть

-мотивация

2. Основная часть

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование фонематических процессов.

Артикуляция и характеристика звука [р]:

-показ артикуляции перед зеркалом;

-показ положения языка кистью руки;

-развитие воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речевого дыхания.

Автоматизация звука [р]:

-закрепление произношения звука [р] произнесение слогов, слов, предложений;

-работа с картинками;

-проговаривание чистоговорок.

3. Заключительная часть. Итог занятия.

-рефлексия

Ход занятия

1.Вводная часть

Логопед. Доброе утро, Глеб!

Ребенок. Доброе утро!

Логопед и ребенок выделяют голосом звук [р] в словах.

Логопед. Глеб, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто именно, ты узнаешь, если соберёшь разрезную картинку.

Ребенок собирает разрезную картинку (из шести частей) с изображением грустного мальчика сидящего в машине

Скажи, кто изображен на картинке, которую ты собрал.

Ребенок. Это дядя Фёдор из сказки «Простоквашино»!

Логопед. Молодец! Верно.

Обращается внимание ребёнка посмотреть на экран. Кого ты видишь?

Ребенок. Здесь тоже печальный дядя Федор и три дороги. Он не знает по какой дороге ехать.

Логопед. Да, он по дороге в Простоквашино заблудился и просит нас помочь найти правильную дорогу, чтобы попасть к друзьям в Простоквашино. Поможем ему?

Ребёнок. Да, очень хочу помочь.

Логопед. Но, нужно выполнить несколько заданий, которые нам покажет компьютер. За каждое правильно выполненное задание ты получишь камешек марлбс. С помощью этих камешков можно будет построить дорогу, которая приведёт нас в Простоквашино.

Ребенок. Я буду стараться.

2.Основная часть

Логопед. Первое задание – нужно выполнить артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика

- «Кубик бросай-упражнение выполняй!» Кубик с наклеенными на нем картинками с изображением и названиями артикуляционной гимнастики. Ребенок кидает кубик - выпадает упражнение «Чашечка» (картинка на кубике с изображением чашки): рот открыт, высунуть широкий язык и тянуть его к носу, боковые края согнуты в виде чашечки.

- «Лошадка» - на картинке нарисована лошадка: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, Нижняя челюсть неподвижна.

-«Грибок» - на картинке нарисован гриб: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба».

«Гармошка» - на картинке нарисована гармонь: язык присосать к небу. Не опуская языка вниз открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке.

-«Барабанщик» - на картинке нарисован барабан: кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком д-д-д-д-д-д-д-…..

-«Мотоциклист» - картинка на кубике с изображением мотоцикла: делая движения языком от середины твердого нёба к передним зубам и быстро произносить дн-дн-дн-дн-дн-….

Логопед. Здорово! Мы отлично справились! Компьютер нам показывает второе задание, которое называется «Ловишка»

Упражнения на развитие фонематического слуха

Логопед. Я буду называть звуки, слоги, а ты слушай внимательно, услышишь звук [р] лови ладошками в воздухе звук. За каждый правильный ответ получаешь камешек. Звуки: ж, ш, р, к, в, м, р, н д, п, р; слоги: ка, ра, на, то, ру, мы, ро, ва, ыр, аш, ар. Ребенок слушает внимательно и хлопает в ладоши, когда слышит звук [р].

Артикуляция и характеристика звука [р]. Изолированное произнесение звука.

Логопед показывает шерстяной мячик (из игрового набора «Дары Фрёбеля»)

Логопед. Это «мячик – вертушка» хочет подсказать, куда нам дальше ехать. Закручивай и раскручивай мячик, и пока он крутится произнеси звук мотора машины громко, тихо, громко. Посмотри в зеркало и вспомни, как нужно произносить звук [р]? В каком положении находятся губы? (Губы слегка вытянуты вперед). Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижаты к зубам, кончик языка вибрирует). Какой воздух мы выдыхаем? (Воздушная струя сильная, прохладная).

Молодец! Мотор работает, можно отправляться дальше в путь.

Потом логопед просит ребенка надеть на руку мячик с веревочкой и петелькой, подкинуть его вверх и словить (левой и правой рукой).

Логопед. Молодец! У тебя очень хорошо получилось! Читаем следующее задание.

Развитие речевого дыхания

Вдох носом-живот наполняется воздухом, выдох ртом- сильной воздушной струёй

Ребенок сильно выдувает воздух на расслабленные губы, затем на сомкнутые губы, заставляя губы вибрировать с голосом «пр-пр-пр…»

Молодец! Все правильно выполнил. Еще один камешек получаем.

Автоматизация звука в слогах

Логопед. Мы собрали достаточно камешков, построим дорожку из них. Пройдем пальчиками по дорожке и назовем каждый камешек. Повторяй за мной: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, рка, рко, рку, ркы, арк, орк, урк, ырк.

Ребенок выстраивает дорожку с помощью камешков марблс и потом называет слоги.

Выставляется картинка с изображением деревни и персонажей сказки

Закрепление произношения звук [р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Падежное управление

Логопед. Посмотри, кто нас ждет в Простоквашино? С кем поздороваемся? (Логопед показывает картинки с Шариком, Матроскиным, коровой Муркой, Гаврюшей, Печкиным, Галчонком).

Игра «Исправь взрослого» (педагог меняется ролью с ребенком)

Логопед. Здлавствуй Шалик, доблый день Мотлоскин……

Ребенок. Нет. Правильно здравствуй Шарик, добрый день Матроскин…….

Логопед. Кому и что мы привезли в подарок?

Ребенок. Я подарю Шарику фоторужье. Я подарю Матроскину самовар. Я подарю Галчонку крупу. Печкину подарю ручку и карандаш. Мурке подарю ведро. Гаврюше подарю грабли.

Логопед и ребенок смотрят на экран компьютера, на котором написано: «Вы мне очень помогли! Спасибо большое за встречу с друзьями! Ваш дядя Федор.

3.Заключительная часть

Логопед. А, друзья дяди Фёдора благодарят нас за это чистоговорками, повтори:

Ора-ора-ора – длинная дорога

Арки-арки-арки – хорошие подарки

Арки-арки-арки – спасибо за подарки

Помашем им рукой и скажем: «Пока».

Логопед. Молодец! Ты был внимательным и справился со всеми заданиями. С каким звуком мы сегодня работали? Что понравилось больше всего? Что было трудно?

Ребенок отвечает


 


 

Список используемой литературы:


 

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И. Н. Игровой набор «Дары Фрёбеля» с технологическими картами: Учеб. пособие. Самара, 2018.

  2. Жихарева Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» - М.: 2014.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков у детей» -М.: 2018.

  4. Косинова Е.М. «От звука к слову» - М.: 2007.

  5. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: 1999.

  6. Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей» / практическая логопедия - М.: 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в краевом конкурсе на лучший конспект логопедического занятия

ФИО участника конкурса (полностью)

Кругликова Алла Владимировна

Организация, должность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №15 «Юсишка» города Ставрополя

Учитель-логопед

Номинация

«Лучший конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития»

Тема

Дорога в Простоквашино

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Контактный телефон

8-961-481-68-80

E-mail:

Kruglikova.75@list.ru

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №15 «Юсишка» города Ставрополя

участие в краевом конкурсе

на лучший конспект логопедического занятия

Дорога в Простоквашино

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

                                                                                                                              Составил

                                                                                                                              учитель-логопед

                                                                                       Кругликова А.В.                        

Ставрополь 2021

Дорога в Простоквашино

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]

Возраст ребенка: 5-7 лет с ОНР.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и во фразах.

Задачи

Коррекционно-образовательная: закреплять знания об акустико-артикуляционном образе звука [р].

Коррекционно-развивающие:

-упражнять в правильном произношении звука изолированно, в слогах, словах и предложениях;

-развивать артикуляционную моторику путем выполнения артикуляционной гимнастики;

-формировать фонематическое восприятие и фонематический слух;

-развивать речеслуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать желание говорить красиво, правильно;

-воспитывать ответственность, инициативность.

Оборудование: изображения героев сказки Э. Успенского «Простоквашино», кубик с артикуляционными упражнениями на сонорные звуки, камешки марлбс, предметные картинки (ведро, ручка, карандаш, грабли, крупа, самовар, фоторужьё), разрезные картинки из шести частей, зеркало, компьютер, модуль №1 из игрового набора «Дары Фрёбеля».

Предварительная работа: занятие по развитию просодической стороны речи, массаж языка, артикуляционные упражнения, постановка звука [р], игры и упражнения на развитие фонематического слуха, автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, чтение с последующим обсуждением сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», работа с лексико-грамматическими категориями.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, чистоговорки.

Используемые технологии:

-практические;

-наглядные;

-словесные;

-традиционные;

-нетрадиционные-инновационные;

-здоровьесберегающие.

План занятия

  1. Вводная часть

-мотивация

2. Основная часть

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование фонематических процессов.

Артикуляция и характеристика звука  [р]:

-показ артикуляции перед зеркалом;

-показ положения языка кистью руки;

-развитие воздушной струи.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речевого дыхания.

Автоматизация звука  [р]:

-закрепление произношения звука  [р] произнесение слогов, слов, предложений;

-работа с картинками;

-проговаривание чистоговорок.

3. Заключительная часть.                                                                                                         Итог занятия.

-рефлексия

Ход занятия

1.Вводная часть

Логопед. Доброе утро, Глеб!

Ребенок. Доброе утро!

Логопед и ребенок выделяют голосом звук [р] в словах.                                               

Логопед. Глеб, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто именно, ты узнаешь, если соберёшь разрезную картинку.

Ребенок собирает разрезную картинку (из шести частей) с изображением грустного мальчика сидящего в машине

Скажи, кто изображен на картинке, которую ты собрал.                                                        

Ребенок. Это дядя Фёдор из сказки «Простоквашино»!      

Логопед. Молодец! Верно.

Обращается внимание ребёнка посмотреть на экран. Кого ты видишь?

Ребенок. Здесь тоже печальный дядя Федор и три дороги. Он не знает по какой дороге ехать.

Логопед. Да, он по дороге в Простоквашино заблудился и просит нас помочь найти правильную дорогу, чтобы попасть к друзьям в Простоквашино. Поможем ему?

Ребёнок. Да, очень хочу помочь.

Логопед. Но, нужно выполнить несколько заданий, которые нам покажет компьютер. За каждое правильно выполненное задание ты получишь камешек марлбс. С помощью этих камешков можно будет построить дорогу, которая приведёт нас в Простоквашино.

Ребенок. Я буду стараться.

2.Основная часть

Логопед. Первое задание – нужно выполнить артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика

- «Кубик бросай-упражнение выполняй!»                                                                                         Кубик с наклеенными на нем картинками с изображением и названиями артикуляционной гимнастики.                                                                                                                               Ребенок кидает кубик - выпадает упражнение «Чашечка» (картинка на кубике с изображением чашки): рот открыт, высунуть широкий язык и тянуть его к носу, боковые края согнуты в виде чашечки.

- «Лошадка» - на картинке нарисована лошадка: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, Нижняя челюсть неподвижна.

-«Грибок» - на картинке нарисован гриб: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба».

«Гармошка» - на картинке нарисована гармонь: язык присосать к небу. Не опуская языка вниз открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке.

-«Барабанщик» - на картинке нарисован барабан: кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком д-д-д-д-д-д-д-…..

-«Мотоциклист» - картинка на кубике с изображением мотоцикла: делая движения языком от середины твердого нёба к передним зубам и быстро произносить дн-дн-дн-дн-дн-….

Логопед. Здорово! Мы отлично справились! Компьютер нам показывает второе задание, которое называется «Ловишка»

Упражнения на развитие фонематического слуха

Логопед. Я буду называть звуки, слоги, а ты слушай внимательно, услышишь звук [р] лови ладошками в воздухе звук. За каждый правильный ответ получаешь камешек. Звуки: ж, ш, р, к, в, м, р, н д, п, р; слоги: ка, ра, на, то, ру, мы, ро, ва, ыр, аш, ар.                                                                                                                                  Ребенок слушает внимательно и хлопает в ладоши, когда слышит звук [р].

Артикуляция и характеристика звука [р]. Изолированное произнесение звука.

Логопед показывает шерстяной мячик (из игрового набора «Дары Фрёбеля»)

Логопед. Это «мячик – вертушка» хочет подсказать, куда нам дальше ехать. Закручивай и раскручивай мячик, и пока он крутится произнеси звук мотора машины громко, тихо, громко.      Посмотри в зеркало и вспомни, как нужно произносить звук [р]? В каком положении находятся губы? (Губы слегка вытянуты вперед). Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижаты к зубам, кончик языка вибрирует). Какой воздух мы выдыхаем? (Воздушная струя сильная, прохладная).

Молодец! Мотор работает, можно отправляться дальше в путь.

 Потом логопед просит ребенка надеть на руку мячик с веревочкой и петелькой, подкинуть его вверх и словить (левой и правой рукой).

Логопед. Молодец! У тебя очень хорошо получилось! Читаем следующее задание.

Развитие речевого дыхания

Вдох носом-живот наполняется воздухом, выдох ртом- сильной воздушной струёй

Ребенок сильно выдувает воздух на расслабленные губы, затем на сомкнутые губы, заставляя губы вибрировать с голосом «пр-пр-пр…»

Молодец! Все правильно выполнил. Еще один камешек получаем.

Автоматизация звука в слогах

Логопед. Мы собрали достаточно камешков, построим дорожку из них. Пройдем пальчиками по дорожке и назовем каждый камешек. Повторяй за мной: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, рка, рко, рку, ркы, арк, орк, урк, ырк.

Ребенок выстраивает дорожку с помощью камешков марблс и потом называет слоги.

Выставляется картинка с изображением деревни и персонажей сказки

Закрепление произношения звук [р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Падежное управление

Логопед. Посмотри, кто нас ждет в Простоквашино? С кем поздороваемся?  (Логопед показывает картинки с Шариком, Матроскиным, коровой Муркой, Гаврюшей, Печкиным, Галчонком).                                                                                                                    

Игра «Исправь взрослого» (педагог меняется ролью с ребенком)

Логопед. Здлавствуй Шалик, доблый день Мотлоскин……

Ребенок. Нет.  Правильно здравствуй Шарик, добрый день Матроскин…….

Логопед. Кому и что мы привезли в подарок?

Ребенок. Я подарю Шарику фоторужье. Я подарю Матроскину самовар. Я подарю Галчонку крупу. Печкину подарю ручку и карандаш. Мурке подарю ведро. Гаврюше подарю грабли.

Логопед и ребенок смотрят на экран компьютера, на котором написано: «Вы мне очень помогли! Спасибо большое за встречу с друзьями! Ваш дядя Федор.

3.Заключительная часть

Логопед. А, друзья дяди Фёдора благодарят нас за это чистоговорками, повтори:

Ора-ора-ора – длинная дорога

Арки-арки-арки – хорошие подарки

Арки-арки-арки – спасибо за подарки

Помашем им рукой и скажем: «Пока».

Логопед. Молодец! Ты был внимательным и справился со всеми заданиями. С каким звуком мы сегодня работали? Что понравилось больше всего? Что было трудно?

Ребенок отвечает

Список используемой литературы:

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И. Н. Игровой набор «Дары Фрёбеля» с технологическими картами: Учеб. пособие. Самара, 2018.
  2.  Жихарева Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» - М.: 2014.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков у детей» -М.: 2018.
  4. Косинова Е.М. «От звука к слову» - М.: 2007.
  5. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: 1999.
  6. Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей» / практическая логопедия - М.: 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах. «В гостях у Песочной Феи» (старшая группа)

Конспекты индивидуальных занятий с использованием песочной игротерапии....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах (в рамках РМО учителей - логопедов) "Я дружу со звуком С"

Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах  для учителей-логопедов ДОУ...