«Составление описательного рассказа о зимующих птицах по схеме»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Цель: создавать условия для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах

Задачи:

1. Продолжать закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа, согласование числительных с существительными, образование имён существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образование существительных множественного числа.

2. Развивать внимание, мышление, память связную речь.

3. Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: картинки с изображением птиц, фигура снегиря, картинки для обводки и раскрашивания с изображением птиц, цветные и простые карандаши
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_o_zimuyushchih_ptitsah.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах по схеме»

Цель: создавать условия для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах

Задачи:

1. Продолжать закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа, согласование числительных с существительными, образование имён существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образование существительных множественного числа.

2. Развивать внимание, мышление, память связную речь.

3. Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: картинки с изображением птиц, фигура снегиря, картинки для обводки и раскрашивания с изображением птиц, цветные и простые карандаши
                                                                 Ход НОД:

1. Организационный момент:

чтение стихотворения М. Пожаровой «Птичий домик».

У нас такой обычай:

Как выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок –

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь в саду за школой,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей). Правильно, о кормушке. А кормушка для чего нужна? А в какое время года нужна кормушка для птиц? (Ответы детей).

Сейчас сядут те дети, кто назовет птиц, изображенных на картинках: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, галка, дятел, сова, журавль, ласточка, соловей, скворец.

2. Сообщение темы: сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и учиться составлять рассказ о птицах.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетел снегирь. С собой он принёс очень интересные загадки и задания. Он хочет узнать, как много вы знаете о его друзьях-птицах.

3. Игра «Отгадай-ка» при отгадывании загадок выставляются картинки

Теперь, ребята, я загадаю вам загадки.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её … (Сорока).

Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери,

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это - … (Снегири).

За синие крылья она так зовется.

И в холод и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.

Так как назовешь ты её? … (Синичка).

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам сем знакома.

Как зовут её? ... (Ворона).

Молодцы! Быстро вы разгадали загадки снегиря.

Ребята, а эти птицы какие? Перелетные или зимующие? (Ответы детей).

(Выставляются остальные картинки с изображением птиц).

А каких еще вы видите зимующих птиц, перечислите. (Ответы детей, опора – картинки).

4. Игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите на картинки, надо угадать, кто же лишний среди них? И почему?

Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец – перелётная птица).

Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Снегирь – зимующая птица).

5. Игра «Попробуй, сосчитай»

А теперь посчитаем наших птиц.

Один снегирь, …, пять снегирей.

Одна ворона, …, пять ворон. И т.д.

6. Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири        (4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. (Частые потряхивания руками, опущенными вниз)

Головою вертят,

Улететь хотят. (2 поворота головы на каждую строк)

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! (Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками)

7. Игра «Большой – маленький»

Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клюв.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Чёрное крыло – черненькое крылышко.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перья.

8. Игра «Один-много-много кого»

Снегирь – снегири – снегирей

Ворона – вороны – ворон

Сорока – сороки – сорок

Воробей – воробьи – воробьёв

Дятел – дятлы – дятлов

Сова – совы – сов

Синица – синицы – синиц

9. Игра «Опиши птицу»

Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).

Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).

Красноголовый, большой, умный. (Дятел).

Большеглазая, сонная, ночная. (Сова).

Молодцы, ребята, вы сегодня отлично справились с заданиями нашего гостя!

10. Составление рассказа по схеме

11. Итог: скажите, о ком мы сегодня говорили на занятии? Назовите зимующих птиц. А теперь перелётных. Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

"Составление описательного рассказа о зимующих птицах "

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация"...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Презентация предназначена для обучения детей связной речи, составления описательных рассказов о зимующих птицах по картинно-графическому плану....

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием плана-схемы описания птиц

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного воспр...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...