План по самообразованию.
материал по развитию речи

Файзуллина Лариса Васильевна

Тема: "Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_flv.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

План по самообразованию на тему:

«Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Начало изучения темы: 2018 год

Окончание изучения темы: 2023 год

План составила воспитатель:

Файзуллина Лариса Васильевна

Цель: 

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности, путём изучения способов, методов и приёмов  активизации речи детей дошкольного возраста, объединив усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

 -Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

 - Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

 - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

 - Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;

 -  Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

 - Учить делать выводы.

Ожидаемые результаты:

 - Систематизация материала по развитию речи у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

 - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития речи у детей;

 - Пополнение словарного запаса у детей;

Актуальность:

Тема моего самообразования – «Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор ребёнка на база ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне развивать речь и обогащать словарный запас детей; научить различать основные цвета; познакомить с величиной и формой предметов; сформировать навыки самостоятельной деятельности; повысить самооценку и уверенность в себе; развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность; сплотить детский коллектив.

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

Методы и приемы.

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, книг, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

Перспектива

2018-2019 учебный год

Сентябрь

Изучение сформированности связной речи

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.

Работа над развитием связной речи

Октябрь

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи.

Активизация и обогащение словаря

Изготовление дидактических игр

Ноябрь

Посещение открытых итоговых  занятий. Показ итогового занятия.

Составление анализа просмотренных занятий.

Деление опытом с коллегами.

Декабрь - Январь

Подготовка проведения театрализованной игры

Изготовление масок для игры

Формирование эмоционально – насыщенной связной речи

Февраль

Разучивание стихов, потешек.

Подготовка картотеки по речевой гимнастике.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата.

Март

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Подготовка дидактических, речевых игр

Формирование грамматического строя речи.

Апрель

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Подготовка плана мероприятия

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми.

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования»

Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей.

2019-2020 учебный год

Сентябрь

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Собор анамнеза речевого развития детей

Установление причин отставания речевого развития.

Октябрь

Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности»

- дидактические пособия

( «Обобщение», «Фонетическая зарядка»)

Развитие всех компонентов речи

Ноябрь

Участие с детьми во всероссийских конкурсах.

Выполнение работ для конкурсов.

Пополнение портфолио детей.

Декабрь - Январь

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»)

Активизация словаря развитие связной речи детей

Февраль

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Подготовка презентации

Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка

Март

Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская»

Подготовка картотеки

Использование картотеки в работе с детьми

Апрель

Работа с загадками.

Кружковая работа «АБВГДЕЙ-ка»

Подготовка картотеки. Итоговое занятие кружковой работы «Играем в сказку»

Использование картотеки в работе с детьми.

Показать результаты кружковой деятельности.

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление на педсовете по теме «Детское речевое творчество, как условие полноценного общения».

Деление опытом с коллегами

2020-2021учебный год

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей.

Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе.

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Октябрь

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»

с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка

к обучению грамоте)

Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы

Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.

Ноябрь (Апрель)

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

В течение года

Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете.

Размещение своих работ на сайтах.

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Октябрь

Разучивание чистоговорок

Разработка картотеки

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Ноябрь

Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ

Показ открытого занятия на семинаре.

Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара

Декабрь

Составление консультаций для родителей

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Работа с родителями

Январь

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Создание папки «Детям для рассказывания»

Использование материала для индивидуальных занятий

Февраль

Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Сундучок со стихами

Работа с родителями

Март

Участие с детьми во всероссийских конкурсах

Выполнение работ для конкурсов

Пополнение портфолио детей

Апрель

Работа по составлению

рассказов по сюжетным картинам

Планирование мероприятия

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год

Получение результатов о проделанной работе

2021-2022 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Обогащение материала по кружку «АБВГДЕЙ-ка»

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Ознакомить родителей с планом кружка на год.

Составление библиографии.

Составление сетки занятий кружка.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп»

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

(Апрель)

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Декабрь

Работа по составлению (придумывание) загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение

Январь -Февраль

Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др.

(с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Апрель

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация. Консультация «Что и как читать детям».

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников.

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год.

Получение результатов о проделанной работе.

2022-2023 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Составление библиографии.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп»

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

(Апрель)

Посещение открытых занятий.

Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Декабрь

Работа по составлению

(придумывание) загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение

Январь -Февраль

Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Апрель

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Май

Подведение итогов. Побуждение к составлению различных рассказов из опыта, совершенствование навыка активного слушания сверстников и анализа услышанного; чтения.

Презентация итогов работы по теме самообразования.

Отчет о  проделанной работе.

Литература:

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре [Текст] /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012
  3. Ёлкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. – Ярославль: ЯГПУ
  4. Журнал «Дошкольное воспитание».
  5. Журнал «Ребенок в детском саду».
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  7. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2013.
  8. «ИСТОКИ» примерная образовательная программа дошкольного образования. Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014
  9. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
  10. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
  11. Нищева Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по картине: методические рекомендации [Текст] /Н. В. Нищева. – М.: Гном и Д, 2013.
  12. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2012.
  13. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Источник http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200414
  14. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
  15. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  16. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
  17. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
  18. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
  19. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
  20. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 20
  21. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ режим доступа: www. konsultant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...