Для Вас педагоги
консультация по развитию речи

Максимова Надежда Геннадьевна

- Картотека "Развитие дыхания"

- Консультация "Трудности у детей с нарушениями речи".

- Пальчиковая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Игры на развитие  грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дыхания

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/1.png

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/3.png

В картотеке представлены упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/2.png

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/4.png « Срываем яблоки»

Дети тянутся на носочках вверх – вдох через нос,

«кладем яблоки в корзину» - выдох через рот.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/5.png«Задуй свечу»

Взрослый по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги.

 «Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/6.png

 «Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот   в отверстие игрушки.

 «Листья шелестят»https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/7.png

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

 «Покатай карандаш»https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/8.png

Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/9.png «Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками   к «полянке». Взрослый предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/10.png «Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По сигналу «у Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/11.png «Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/12.png

 «Вертушка»https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/13.png

Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

 «Поиграем животиками»

Вариант 1.   В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2.   В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/14.png «Загони мяч в ворота»

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на «мяч», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить «мяч» в ворота с одного выдоха.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/15.png «Попутный ветер»

Взрослый предлагает детям посоревноваться – чей бумажный кораблик «доплывет» до противоположного края стола. Взрослый демонстрирует детям различные приемы дутья. Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в  «бурном» море.

 «Подуем на плечо»

Взрослый читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.

Подуем на плечо,
(голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох)
Подуем на другое.
(голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох)
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)
Подуем и на грудь мы
(голова прямо – вдох, опустить голову – выдох)
И грудь свою остудим. Подуем мы на облака.
(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох).
И остановимся пока.

 «Фокус»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

 «Веточка»

Инструкция: «Станьте прямо (или сядьте) прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/16.png «Сова»

Инструкция: «Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо».

 «Геометрические фигуры»

Инструкция: «Станьте или сядьте прямо. Руки опущены вдоль тела. Делаем глубокий вдох. Во время вдоха прямые руки медленно поднимаем до уровня груди ладонями вперед. Задерживаем дыхание. Направьте внимание в центр ладоней, представьте, то там «горячая монетка». Представили? Теперь медленно выдыхаем. Выдыхая, чертим обеими руками одновременно в воздухе перед собой два круга в одну сторону. Опускаем руки. Задержите дыхание на выдохе, насколько это возможно. Повторите упражнение сначала, но на выдохе перед собой нарисуйте треугольники. Снова выполните это упражнение, но рисуйте перед собой на выдохе два квадрата».https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/32.png

 «Фасолевые гонки»

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунок – «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктелей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/33.png

   https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/18.png    «Дровосек». 

Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Поднять сцепленные руки вверх – вдох,

Опустить вниз – медленный выдох с произнесением «уфффф», «ухххх».

  «Лопнула шина».

Ребенок изображает разведенными в стороны руками «шину». Делается легкий вдох, а затем медленный выдох с произнесением звука «Ш-Ш-Ш». Руки в процессе выдоха скрещиваются так, что левая рука лежит на правом плече, а правая рука – на левом плече. При этом слегка сжимается грудная клетка.

«Накачиваем шину».

Нужно накачать лопнувшую шину. Сжав руки в кулаки, ребенок поднимает их перед собой, как бы держа воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, ребенок на выдохе произносит «С-С-С».

 «Игра в зверей».https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/19.png

Если вы занимаетесь с одним ребенком, то игра будет заключаться в звукоподражании ребенка называемому вамидикому или домашнему животному (мяукание кошки, рев медведя,…). Если детей много, стоит заранее распределить роли. Взрослый называет животного  - ребенок откликается звукоподражанием.https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/20.png

.https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/21.png «Ворона»

Из положения стоя с поднятыми руками (вдох) ребенок медленно приседает, опуская руки вниз (выдох). На выдохе произносится «к-а-а-а-р». Вдох делается непроизвольно при возвращении в исходное положение.

 «Звуковая ниточка»

Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно припевая  какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

 «Намотай клубочек».

Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно припевают  гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

 «Назови по порядку».

Детям предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки (один, два,…), перечислить по порядку времена года, дни недели на одном выдохе.

 «Выставка».

Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает на одном выдохе: «Это собака» и т.д.

«Петушок».https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/22.png

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).

«Паровозик».

Ходить по группе, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/23.png«Часики».

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая руками вперёд и назад произносить «тик – так».

 «Звуковые дорожки».

Детям предлагается найти глазами нижнюю (или верхнюю) точку на рисунке, мысленно (в воздухе) поставить на неё указательный палец и произнести, не прерываясь, определенный звук на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца в воздухе в умеренном темпе по «звуковой дорожке» до верхней (или нижней) точки.

Жил-был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а…Мальчик не испугался, открыл хорошо рот и сказал: а-а-а….

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/25.pngПодарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: с-с-с. Достал Слава насос, начал накачивать колесо: с-с-с. Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава.

В одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать сладкий нектар. И вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко позвала подруг-пчелок: з-з-з. Услышала её подруга - пчелка, громко ей ответила: з-з-з – полетела к цветку.https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/24.png

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/26.pngНашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.

Подарили мальчику Боре барабан, красивый, новый, блестящий. Боря взял в руки барабанные палочки и стал барабанить. То громко: б-б-б, то тихо: б-б-б.https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/27.png

Пошли дети гулять в лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит: д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта птичка – дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/28.png

 «Кто дольше пропоёт?»

Взрослый устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный  дольше всех на одном выдохе.

«Певец».

Инструкция: «Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А-А, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете О-О-О-О, обнимая себя за плечи и опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У-У, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.

«Воздушный шарик».

Инструкция: «Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержите дыхание. «Сдуйте шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки при этом опустите вниз рывками в такт выдоху. Задержите дыхание. Снова глубокий вдох, поднимите руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержите дыхание. Выдохните резко одной порцией, опустив руки через стороны вниз (ХА!)»

«Звуки вокруг нас».

«В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки.

Как малыш плачет? - а-а-а!

А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? - о-о-о!

Самолет в небе гудит  – у-у-у!

А пароход на реке гудит? - ы-ы-ы!»

Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/29.png «Змейка».

«Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: ш-ш-ш!»

Напомнить детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука «ш» добирать воздух нельзя.

 «Веселая песенка».https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/30.png

«Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «Ля-ля-ля!  Ля-л!» Давайте споем вместе с Катей».

Во время пения следить, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6-9 слогов.

«Большой – маленький».

Стоя прямо, на вдохе малыш поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе он должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «у – х», спрятать голову за коленями – показать, какой он маленький.

https://www.dou75.ru/71/images/stories/sovets_logopeda/razv_dyh/31.png «Гуси летят».

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья при вдохе поднимать, при выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8-10 раз).

Список литературы:

  1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» (1, 2, 3 – ий периоды обучения)
  2. Краузе Е.Н. «Логопедия»
  3. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. «Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи»
  4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»
  5. Нурмухаметова Л.Р. «Дыхательная гимнастика в детском саду» (журнал «Логопед», 2008 г., № 3)



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.

В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка. Такие как:

  • умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться;
  • налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.

    Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи:

  • Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями.
  • В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
  • В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи:

  • коммуникативной
  • познавательной
  • обобщающей
  • регулирующей.

 Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать:

  • речевые недостатки
  • психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
  • характерологические особенности

Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:

  • становлению и развитию у детей игровой деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками;
  • развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
  • совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  • развитию у детей мелкой моторики;
  • эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
  • обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)

Развитие у детей игровой деятельности

Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться со сверстниками во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре.

      В первую очередь следует создать базу - подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты.

 Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. ("Доктор почему Вы бинтуете мне руку?)

Цели и задачи коммуникативных игр:

  • воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Словесный ручеек», « Слепец и поводырь»;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;
  • развитие невербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази предмет, животное и т.д.», « Разговор через стекло», « Телефон»;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пойми меня», «Без маски», «Вмагазине».

Игра «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов либо ведет через препятствия к определенному предмету и обратно. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «В магазине»

Цель: развивать коммуникативные навыки, расширение словарного запаса, обучение умению описательного рассказа.

Участвует пара игроков. Один из них остается дома – это мама/папа, а другой идет в магазин и из него звонит с просьбой помочь выбрать игрушку. Для этого ребенок из магазина описывает 2 игрушки и просит помочь в выборе. Необходимо дать максимально точное описание предмета. (цвет, форма, размер, из какого материала изготовлен, из каких частей состоит, какой на ощупь)

Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми

словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения

(извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи,

спокойной ночи).

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки

мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства

другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив

друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания: «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь

руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки, снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности

  1. Игры для развития коммуникативных качеств детей

      («Снежный ком»,   «Давайте  познакомимся»,   «Что изменилось?», «Найди меня»,  «Путаница», «Звери  на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари  движение»,  «Строим дом», «Клубочек»).

  1. Игры, направленные на развитие информационно- коммуникативных умений. («Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом»).
  1. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений. («Слепец и поводырь», «Магазин игрушек», «Ищем клад», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному», «Разговор через стекло»).
  1. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений. («Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Астрологи», «Оживи маску»).
  1. Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива. («Услышь своё имя», «Крокодил в болоте», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»).
  1. Игровые упражнения на формирование навыков общения. («Возьмите меня в игру», «Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила игры», «Что ты можешь предложить?», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся», «Помогаю другу».
  1. Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками. («Кукольный театр», ролевые игры).

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. Под воздействием воспитателей игры детей обогащаются и дают простор для развития воображения.

Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была, возможность находится в коллективе.

https://www.dou75.ru/71/images/20-21/logoped/2020-12-11/image003.pnghttps://www.dou75.ru/71/images/20-21/logoped/2020-12-11/image005.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...