Парциальная программа "Логопедическая мастерская" для детей 4 - 5 лет
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Чепурина Нина Владимировна

Цель: Совершенствование звуковой стороны речи детей 4-5 лет: произношение звуков, увеличение словарного запаса и формирования граммотического строя речи, посредством игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительная программа144.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мирненская СОШ»

структурное подразделение детский сад «Ромашка»

Парциальная программа

 "Логопедическая мастерская"

для детей 4-5 лет

https://iknigi.net/books_files/online_html/71402/i_001.jpg

Срок реализации 8 месяцев

Воспитатель: Чепурина Нина Владимировна

2022 - 2023 гг.

2

 Содержание:

 1. Целевой раздел программы.

    1.1. Пояснительная записка                                                                 стр. 3 - 4

    1.2. Уровень речевого развития детей 4-5 лет                                   стр. 4 - 5

    1.3. Принципы и методы работы                                                         стр. 5 - 6

    1.4. Цель и задачи                                                                                 стр. 6 - 7  

    1.5. Сроки реализации                                                                          стр. 7

    1.6. Формы и методы проведения занятий                                         стр. 7 - 8                        

2. Организационный раздел

    2.1. Наполняемость групп                                                                   стр. 8

    2.2. Перспективный план занятий. Учебный план с учетом форм         промежуточной и итоговой аттестации, теоретических и практических занятий                                                                                                      стр. 9 - 11

    2.3. Календарный учебный график                                                    стр. 11

    2.4 .Ожидаемые результаты                                                                стр. 11

    2.5. Список используемой литературы                                              стр. 12

3

1. Целевой раздел.


1.1Пояснительная записка.

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепция развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. №1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г.

 Актуальность.

  Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей дошкольного возраста наблюдается низкий

4

уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не все произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Звукопроизношения детей детского сада «Ромашка» в возрасте 4-5 лет выяснено, что многие дети нуждаются в помощи логопеда. Многие дошкольники нуждаются в более раннем начале коррекционной работы. В связи с этим возникла идея о работе по дополнительной образовательной программе «Логопедическая мастерская».

 1.2. Уровень речевого развития детей 4 – 5 лет.

   В возрасте 4 лет ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его весьма значимые успехи в овладении языком связаны с практическим обобщением языковых фактов. Основным «источником» новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда в речи ребенка звучат бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные и смысл которых он совершенно не понимает. Таким образом, получается, что чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, в его семье. Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок точно так же, как взрослые, строят неологизмы (вновь образованные слова или слова известные, но используемые в новом значении), говорит по аналогии «жирафленочек». В 4 года развитие речи ребенка тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка. По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 3 года 6 мес. - 1110 слов, 4 года - 1926 слов. По данным В. Штерна, к 3 годам - 1000-1100 слов, к 4 годам - 1600  

5

слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

1.3. Принципы и методы работы.

   Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – подгрупповой.

  Отличительные особенности данной программы существующих и используемых в дошкольных учреждениях, состоят в следующем:

1. Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что дети такого возраста с речевыми нарушениями, иногда практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».

 2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, но и через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально, в устной форме, еженедельно. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия  (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

 3. Все занятия проводятся в игровой форме. При составлении программы были использованы методические разработки Т.А., Воробьёва Т. А., О. И. Крупенчук, А.Е. Журавлева., В.В. Федиенко., Е.Н. Краузе., Е.А. Савельева. и других авторов, а также собственные методические разработки и пособия автора программы.

 Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. При планировании коррекционной работы учитывались особенности детей:  

 индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

  положительная мотивация выполнения заданий;

  чередование различных видов деятельности.

   В работе используются следующие методы:

- практические (упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

 В основу планирования занятий положены следующие дидактические принципы:

6

 1. Принцип комплексности воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

 2. Принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.

 3. Принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны педагога.

 4. Принцип усложнения материала с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

 5. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

 6. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.            7.Принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

 8. Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

 9. Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

1.4.Цель и задачи

   Цель работы: совершенствование звуковой стороны речи детей 4-5лет: произношение звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

  Задачи:

  1. Образовательные:

  формировать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух;

  формировать умение регулировать силу голоса;

  формировать правильное звукопроизношения;

  формировать понятия о грамматических категориях языка.

  2. Развивающие:  

 развивать дыхание, голос и мимические мышцы;

  развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

  развивать слуховое и зрительное внимание;

  развивать фонематическое восприятие;

  развивать связную речь.

7

 3. Воспитательные:  

 воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;

  воспитывать умение слушать друг друга;

  воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;

  воспитывать самоконтроль за речью.

  4. Здоровьесберегающие:  

 планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

  соблюдать правильную посадку ребенка;

  способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  соблюдать режим, охраняя зрение.

 1.5.Сроки реализации

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения и реализуется на базе детского сада «Ромашка». Периодичность занятий: 1 раз в неделю (с октября по май включительно), всего 32 занятия. Продолжительность занятия: 20 минут.

1.6. Форма проведения занятия и методы:

  подгрупповая;

  составление описательных рассказов, сказочные путешествия;

  дидактические подвижные игры на звукоподражание;

  заучивание считалок, загадок и стихов;

  использование мультимедиа и т.д.

 занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Персонажи оживляют эмоциональное общение воспитателя с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть личностные качества детей, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи. Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.

  В содержание занятий включены следующие виды работы:

 артикуляционная гимнастика;

  упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;  

 дыхательные упражнения;

  упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;  

 игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

  лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;

8

  упражнения на расслабления (релаксация). Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

 2. Организационный раздел.

 2.1.Наполняемость группы.

Список детей, посещающих дополнительную  «Логопедическую  мастерскую»:

1.Арюткин Илья

2.Балобойко Владимир

3.Волчёк Элина

4.Галдак Вера

5.Горбунов Алексей

6.Деревянко Ульяна

7.Денисов Андрей

8.Дмитриенко Варвара

9.Иванина Карина

10.Коробенко Кристина

11.Матушкина Виктория

12.Пархоменко Юля

13.Тартышина Влада

14.Чалый Михаил

9

2.2 Перспективный план занятий. Учебный план с учетом форм         промежуточной и итоговой аттестации, теоретических и практических занятий.

Артикуляционный праксис – это способность произносить звуки речи и их комбинации (слова)

 Октябрь.

1-я неделя. «Надуть щечки» (щечки толстые — худые)».

2-я неделя. Артикуляционный праксис звука [а]. Упражнение «Птенчики».

3-я неделя. Упражнение «Язычок гуляет»

4-я неделя. Упражнение «Лакание молочка»

  • Промежуточная и итоговая аттестация

Работа с детьми: артикуляционная сказка «Трудолюбивая божья коровка».

Цель: развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков артикуляции.

Ноябрь.

1-я неделя. Артикуляционный праксис звука [о]. Упражнение «Шарик».

2-я неделя.  Арикуляционный праксис звука [э]. Упражнение «Мишка».

3-я неделя. Артикуляционный праксис звука [у]. Упражнение «Слоник».

4-я неделя. Артикуляционный праксис звука [и].

  • Промежуточная и итоговая аттестация

 Логоритмическое занятие по русской народной сказке «Гуси - лебели»

 Цель: развитие ритмикоинтонационной стороны речи, развитие скоординированных

Декабрь.

1-я неделя. Артикуляционный праксис звука [ф], [в]. Упражнение «Зайка», упражнение «Ветер».

2-я неделя. Артикуляционный праксис звука [п], [б]. Упражнение «Рыбка», упражнение «Голосок».

3-я неделя. Артикуляционный праксис звука «м»

  • Промежуточная и итоговая аттестаци

4-я неделя. Мастер - класс по изготовлению логопедического тренажёра «Аэробол» для развития речевого дыхания.

10

Январь.

2-я неделя. Артикуляционный праксис звука [т], [д]. Упражнение «Игра с язычком», упражнение «Строим дом».

3-я неделя. Дыхательная гимнастика

  • Промежуточная и итоговая аттестация

4-я неделя.  Родительское собрание «Речевое развитие детей 4 - 5 лет».

 Февраль.

1-я неделя. Артикуляционный праксис звука [н]. Упражнение «Закроем ворота».

2-я неделя. Артикуляционный праксис звука [н]. Используется прием «Подражание».

3-я неделя. Узнавание звуков по артикуляции.

4-я неделя. «Домашние животные».

  • Промежуточная и итоговая аттестация

 Открытое занятие

Март.

 1-я неделя. Артикуляционный праксис звука [г]. Игра «Молоточки стучат».

2-я неделя. Сказка «Про маленького котенка, который хотел научиться говорить». Упражнение «Качели».

3-я неделя. «Игры детей весной».

 4-я неделя. Артикуляционная гимнастика: «Сосулька тает», «Лужи», «Капель стучит по крыше», «Лопаются почки на деревьях».

  • Промежуточная и итоговая аттестация

Игровое занятие сказка «Ежик в лесу».

 Апрель.

1-я неделя. Артикуляционная гимнастика: «Чашечка».

 2-я неделя. Артикуляционная гимнастика: «Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».

3-я неделя. Артикуляционная гимнастика: «Иголочка», «Воротник с широкими и острыми краями».

4-я неделя. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнения «Лопаточка», «Иголочка».

  • Промежуточная и итоговая аттестация

 Работа с детьми по составлению рассказов по сюжетным картинам. 

Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

11

Май.

1-я неделя. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Громкий барабан».

2-я неделя. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка».

3-я неделя. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Громкий барабан». Фонематическое восприятие: выделение звука «О» в начале, в конце.

4-я неделя. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение «Индюк». Развитие фонематического слуха: звук [и] среди гласных.

  • Промежуточная и итоговая аттестация

Речевое развлечение «Путешествие в сказочную страну».

Цель: развитие коммуникативных способностей посредством  сказкотерапии

2.3 Годовой календарный учебный график:

 Продолжительность учебного года: 01.09.2022 – 31.05.2023

 Продолжительность образовательного процесса: 32 недели.

 Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 01.10.2022 – 31.05.2023 г.

 Режим работы: работа по каждой программе осуществляется педагогом с детьми 1 раз в неделю во второй половине дня. Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.

 Промежуточная аттестация: в течение учебного года по мере изучения темы.

Количество занятий по каждой из предложенных программ: в неделю -1, в месяц 3-4, в год - 32.

2.4 Ожидаемые результаты:

 В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Умение владеть голосом. Нормализация дыхания: нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Развитие мелкой моторики рук, выработка ловкости и умение управлять своими движениями.

12

2.6.Список используемых источников:

1. Программа « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.

 3. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.

 4. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.

 5. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

6. Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256.

7. Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.

8. Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.

 9. Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.

10. Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.

11. Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с. 64.

12. Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

13. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.

14. Конспекты занятий разрабатываются педагогом в течение учебного года, в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. и вкладываются в раздел Приложение к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  "Логопедическая мастерская"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"

Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой  рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...