Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельности на тему: «Мой город – моя малая Родина».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чирова Яна Сергеевна

Конспект  педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельности

на тему:  «Мой город – моя малая Родина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативной деятельности

на тему:  «Мой город – моя малая Родина».

Тема занятия: «Мой город – моя малая Родина».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Образовательные технологии: «Река времени» Н.А. Короткова.

Цель: формирование представлений  о родном городе через знакомство с его историческим прошлым посредством инсценировки сюжета  исторического факта.

Задачи.

Образовательные:

-систематизировать знания детей о нашей стране, о символе нашего государства – флаге;

-знакомить детей с историей возникновения города;

-активизировать словарь, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями;

-формировать у детей умение обобщать, анализировать, делать выводы.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки;

азвивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному городу;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к окружающим;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать своих товарищей, дополнять ответы.

         Планируемые результаты:

-иметь представление о нашей стране, о родном городе; знать понятие «символика»;

-уметь формулировать ответы на вопросы педагога;

-уметь внимательно слушать, рассуждать, делать выводы;

-уметь эмоционально откликаться на происходящие события.

Средства:

Методические: презентация «Наш город – Усолье-Сибирское», книга В.Ф. Шаманского «Усолье – Сибирское».

Организационные: фронтальная работа, индивидуальна  работа.

Дидактические: иллюстрации символики страны, родного города; карта России; макет «Реки времени»; мешочки с цифрами 1, 2, 3; ленточки трёх цветов (белая, синяя, красная); карточки с цифрами 1, 2, 3; вата; изображение березки, неба, воды; сражения – боя, огонь; изображение флага России; небольшие снимки города прошлых лет и современные фотографии.

Материально - технические:  проектор, ноутбук, мольберт, ватман, краски, кисти, непроливайки,  карандаши, фломастеры, белые листы бумаги, восковые мелки, картон, цветная бумага, салфетки, клей, ножницы, простой карандаш пластилин.

Методы и приемы:

-наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстраций);

-игровые: создание игровой ситуации, проблемная ситуация;

-словесные: постановка вопросов, беседа, обсуждение.

Предварительная работа:

-посещение городского  историко - краеведческого музея;

-организация выставки рисунков детей на тему «Мой город»;

-с/ролевые игры «ГИБДД», «Шоферы», «Автобус» и др.;  

-экскурсии по городу;

-фотоколлаж « Мой любимый город».

Этапы/

Длительность                                                                                

                                      Содержание

Совместная деятельность

педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный этап

 (2 мин)

– Смотрите, что у меня есть. Что это?

Как вы думаете, зачем я принесла карту?

Правильно, с её помощью мы ближе познакомимся с нашим городом и узнаем новые интересные факты об его историческом прошлом. Для этого  я вас приглашаю в путешествие. Хотите узнать, что это за путешествие и отправиться со мной?

Ответы детей

Высказывания детей. Рассматривают карту и изображение реки.

Основной этап

(21 мин)

- Посмотрите на карту, что вы видите на ней?

На карте отмечены горы, реки, города. Это наша необъятная страна.

-Как называется наша страна?

Это наша родина – Россия.

Мы с вами   жители нашей большой страны и мы называемся – как?

- Ребята, как вы понимаете, что такое Родина?

Родина – значит родная, как мама. Родина – место, где мы с вами родились, где мы с вами живем.

Молодцы, а теперь отправляемся в путешествие по нашей реке.  И первая остановка – «Большая». 

 Я вам дам сейчас три мешочка. Посмотрите что на них изображено?      (на мешочках написаны  цифры 1, 2, 3),  в каждом мешочке по ленточке – белая, синяя, красная.

Развяжите, пожалуйста, мешочки.

- Что оказалось внутри каждого мешочка?

 - Какого цвета ленточки были в мешочках? (белая, синяя, красная).

- Где вы могли встречать полоски такого цвета? Ответы (На флаге нашей страны).

 - Что такое флаг? (ответы детей).  

Это полотнище с древком с определенной окраской, у каждой страны свой флаг. Флаг – это символ страны.

Проблемная ситуация «Что могут обозначать цвета на нашем флаге»

- На столе лежат предметы  (вата; изображение березки, неба, воды; сражения – боя, огонь).

У детей карточки с цифрами (1,2,3).

- Предлагаю подойти  к столу тем, у кого карточка с цифрой 1 .

Выберите предметы или картинки с теми символами, которых можно отнести к самой первой полоске нашего флага (белой).

Это вата – облака, березка - белоствольная, она является символом нашей страны.

Подойдите к столу, те, у кого карточка с цифрой 2.

Какие символы легли цветом второй полоски нашего флага – выберите их.

Это реки и моря, голубое небо.

 Выберите символы, которые легли в основу флага, те дети у кого карточка с цифрой 3.

 Это бой – сражение, огонь, кровь.

А еще издавна почитались на Руси эти цвета:  белый цвет, означал благородство;

Синий цвет – честность и красный  цвет – смелость.

Молодцы, а теперь на макете реки отметим нашу первую остановку и наклеим изображения одного из символов государства (флаг).

 Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – «Историческая»

 Давайте вспомним, что мы  знаем о нашем городе

Как  называется наш город?  

Но прежде чем говорить об истории нашего города предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Угадай - ка!».

1.Как называется наш город?

2.Кто живет в домах и квартирах?

3.Как называют людей, живущих в нашем городе Усолье - Сибирское? (Усольчане)

4.Что должно иметь каждое здание? (Свой номер)

5.Что имеет каждый город? (Название)

6.А почему наш город получил название – Усолье – Сибирское? (ответы детей)

- Ребята, послушайте пословицу и попробуйте определить ее смысл.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Воспитатель рассказывает детям историю создания города.

Инсценировка.

Предлагаю вам перенестись на машине времени  далеко в прошлое. Представьте себя в роли казаков, которые защищали нашу землю.

 Много лет назад два брата  казака Анисим и Гавриил Михалевы плыли по нашей реке Ангаре.

Давайте сядем в лодки и поплывем по реке Ангаре  вверх до реки Енисей. Путь очень долог и решили казаки сойти на берег и отдохнуть.

Сойдя на берег, решили разбить лагерь, приготовить обед.  В том месте, где у нас расположен курорт «Усолье». Когда пошли за водой к источнику, сделав глоток, казаки почувствовали, что вода – соленая.

А в то время в Сибири соль не добывали,  привозили ее издалека и поэтому соль, была очень дорогой.  Предприимчивые казаки – путешественники решили дальше не плыть, а остаться на этом месте и построить варницу.  

Труд по добыванию соли и ее варки был очень тяжелый и для этого требовались рабочие руки. И из Иркутска пригласили к себе братья несколько рабочих со своими семьями. Так образовалась деревня  Михалево. Что располагалась на Красном острове (Сосновый).

А спустя много лет на месте этой деревни вырос целый город, и назвали его…..

-Кто знает, как? А что обозначает это название?

- Предлагаю вашему вниманию посмотреть, каким наш город был раньше и каким стал сейчас.

В ходе просмотра презентации педагог задает вопросы, дети комментируют слайды, рассказывают о знакомых им местах.

А теперь приклеим на макете реки изображения общественных мест нашего города в прошлом и современные фотографии, знакомых нам мест.

- Я предлагаю вам создать альбом о нашем городе. Хотите?

 Посмотрите, на столах у вас разные материалы для деятельности. Страницы для нашего альбома вы можете изготовить различными способами: нарисовать красками, мелками, карандашами, фломастерами и даже пластилином,  сделать аппликацию.

Дети выбирают, каким способом они будут выполнять страницу для общего альбома.

Ответы детей

Дети самостоятельно выбирают предметы,  подходящие к каждой полосе флага

Дети наклеивают изображение флага на макете реки.

Участие в викторине, отвечать на вопросы, оперируя полученными ранее знаниями

Чтение пословицы ребенком

 Объяснить смысл этой пословицы.

Высказывания детей

Инсценировка сюжета исторического факта.

Дети самостоятельно участвуют в сценке.

Высказывания детей

Просмотр презентации

Дети на макете наклеивают снимки города прошлых лет и современного города.

Дети занимаются продуктивной деятельностью

Рефлексивный этап

(2 мин)

Что вам запомнилось больше всего?

Что бы вы хотели ещё узнать о своем городе? Как мы можем это сделать?

Было ли вам сложно?

Что нового вы узнали сегодня?

Занятие с открытым концом. Детям предлагается создавать страницы для альбома в течении дня, а также сделать их дома вместе с родителями.

Высказывания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»

Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.«Путешес...

Конспект НОД в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) на тему: "Сказочный город" (по мотивам "Сказки о царе Салтане...")

Тема:   «Сказочный город…» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: «Путешествие в мир природы»

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развит...

Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Вечный огонь».

Конспект  педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельностина тему:  «Вечный огонь»....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (Социально-коммуникативная (социальный мир)) Тема: Буратино и Волшебный цветок

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста(Социально-коммуникативная (социальный мир))Тема: Буратино и Волшебный цветокЦель: образовательная: формировать элементарные экономические знания....