Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме «Посуда»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду; составлять описание посуды, используя схему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_1.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме «Посуда»

Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду; составлять описание посуды, используя схему.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Оборудованиепосуда : вилка, ложка, тарелка, чашки, блюдца, большой и заварочный чайники, вазочка, сахарница, дуршлаг и др. ; маленький столик, платок для Федоры, магнитофон, таблица.

Ход занятия :

- Ребята, отгадайте загадку:

Я рукотворная, звучащая,

Воды я не боюсь, для еды гожусь,

А ударь – разобьюсь.(посуда)

-А что же такое посуда? Для чего она нужна?

- Но ведь раньше, давным-давно, почти никакой посуды не было. Пищу на стол подавали разрезанную на кусочки. Ее брали из общего блюда руками. На столах стояли чашки с водой для полоскания рук, затем во время еды стали надевать перчатки, чтобы не испачкать руки. Первая вилка для еды была сделана для изнеженной принцессы 900 лет назад.

- А вот ложка гораздо старше вилки. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая. Топом стали делать ложки из кости. Они были гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. На Руси знатные люди – князья, бояре садились за стол с серебряными ложками, а простые бедные люди ели щи или кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложку всегда носили при себе, за поясом, в особом футляре. Без ложки в гости не ходили.

- Вы думаете, ложка нужна только к обеду?

-Нет в России ложка еще и музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая, ими друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

- А вот эта нарядная тарелка, тоже может рассказать о себе интересную историю.

- Далекой прабабушкой тарелки была миска. Слово «миска» обозначает «стол»«еда». А прадедушкой было блюдо. Слово «блюдо» обозначает предлагать еду, угощать. Впервые тарелки появились 600 лет назад. Они были четырехугольные, а не круглые, из серебра и золота.

- Вот, ребята, какие интересные истории мы услышали о привычных для нас вещах: вилке, ложке, тарелке.

- Вся посуда делится на три вида : кухонная, столовая, чайная. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их, и попробуйте определить, к какому виду посуды относится, отгаданный предмет.

При виде еды, бросаются дружно

С обеих сторон. Один разрезает,

Другая хватает, обоим в тарелке

Работы хватает.(нож и вилка)

На огне я стою

Еду вкусную варю.(кастрюля)

Новая посуда, а вся в дырках.(дуршлаг, решето, сито)

Из горячего колодца

Через нос водица льется(чайник)

Нож и вилка – столовые приборы; кастрюля, дуршлаг – кухонная посуда; чайник может быть заварочный и кухонный.

- А какой сказке посуда убежала от своей хозяйки?

-Почему посуда убежала от Федоры?

-В сказке много посуды ожило, назовите ее?

-Как посуда может проучить Федору, если она ее найдет? (может разбиться, оказаться вся в дырках)

-Ребята, а может посуда вымыться в ручейке, стать чистой и превратиться в волшебный, сказочный лес?

-Давайте представим, что посуда так и сделала, превратилась в сказочный лес. Как же он будет выглядеть, этот лес?

-Подойдите все к столу, и из этой бумажной (или настоящей) посуды попробуем сделать сказочный лес:

1) деревья: стволы – стаканчики; крона – блюдце.

2) елочки – вилки.

3) пеньки – перевернутые кастрюли.

4) озеро – большое блюдо, тарелка.

5) грибочки – бокальчики, а сверху блюдца.

6) бугорок с травой – дуршлаг со вставленными в него соломинками для коктейлей.

-Какой замечательный получился лес! Вся посуда в этом лесу чистая, гладкая, блестящая, а Федорина посуда…

Дети: грязная, ржавая, разбитая.

-Хотите Федоре помочь? Волшебный ветерок принесет нас в этот сказочный лесок.

Физкультминутка «Сказочный ветерок».

Под медленную, спокойную музыку дети встают, кружатся «летают»«приземляются».

-Где же здесь посуда? Закройте глаза и откройте их, если услышите ее звук. ( слышны звуки: муз. инструменты, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю).

-Давайте ребята поможем Федоре стать добрее.

Федора: Ох, не буду! Ох, не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любит и уважать!

Помогите мне, ребятки,

Поухаживать за ней!

Пантомима «Мытье посуды» :

-Мы почистим тебя песочком, (трут кулаком о ладонь)

Окатим тебя кипяточком, (поочередно поднимают руки)

Вытрем тебя полотенчиком (круговые движения руками)

И ты будешь опять, словно солнышко сиять (руки вверх).

-Ох, ребята, потрудились мы на славу! Вся посуда чистая, сверкает, переливается. Приглашаю вас, ребятки, на чаепитие с вареньем, да с печеньем. Только у меня этой посуды столько много, что я не знаю как накрыть стол для чаепития. Вы уж мне помогите выбрать нужную посуду и накрыть стол. Но посуда моя необычная, любит когда про нее что-нибудь хорошее говорят. Вот и вы, прежде чем поставить выбранный предмет на наш столик, немножко расскажите о нем, а помощником вам будет вот эта карта. (Дети сами выбирают посуду для чаепития, и прежде чем поставить на стол, рассказывают о нем по таблице).

-Спасибо вам, ребятки, помогли вы мне на стол накрыть, а теперь расскажите, как ведут себя воспитанные люди за столом.

(Звучит опять медленная музыка «Волшебный ветерок». Дети  кружатся.

-Волшебный ветерок опять перенес нас в группу.

-Что вам понравилось в нашем путешествии?

-Где мы побывали?Чем занимались?

-В какую сказку вы бы хотели отправиться еще? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»

Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подб...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Посуда"

Цель: систематизировать и обогатить знания детей о посуде...