Картотека игровых упражнений по развитию и обогащению словарного запаса.
картотека по развитию речи

Березкина Юлия Викторовна

Слово - основной элемент развития языка и речи. Работа над развитием лексического строя речи тесно связана с формированием представлений дошкольников об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификаций предметов и отражает процесс формирования понятий. Игровые упражнения помогут обогатить и активизировать словарный запас, уточнить значение слов, их семантическую структуру, увеличить скорость и точность подбора слов, а в старшем дошкольном возрасте - понимание прочитанных слов и текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_slovarya.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

    Картотека игровых упражнений для развития и обогащения словарного запаса.

Играя с ребенком, не торопитесь говорить за него.

Подскажите ответ жестом, мимикой, словом противоположного значения, или предложите выбор из нескольких вариантов.

Лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться результата, чем «пробежаться» по нескольким заданиям, но остаться на прежнем уровне.

Разбирайте и уточняйте с детьми непонятные слова в стихотворениях, произведениях, сказках.

Обогащение словарного запаса существительными

  1. «Назови одним словом».

     1 Вариант: Детям предлагаются предметные картинки из одной лексической темы. Взрослый просит назвать все предметы на картинках «одним словом».

     2 Вариант: Детям предлагается угадать обобщающее слово (по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом). Например:

     Растут на грядке, на огороде, используются в пище (овощи)

     Растут на дереве, в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты)

     Как назвать «одним словом» то, что мы надеваем на тело; на голову?

  1. «Послушай и назови»

     Взрослый предлагает послушать слова и назвать, какие из них относятся к овощам:

Салат, крапива, морковь

Лук, репа, подорожник,

Чеснок, редис, роза

Смородина, кабачки, огурцы

Помидор, малина, капуста

Картофель, яблоко, ромашка

     Послушай слова, какие из них обозначают домашних животных?

Лиса, волк, собака,

Лошадь, теленок, лось,

Белка, кошка, петух,

Осел, рысь, тигр

     Послушай слова, какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, самолет, скамейка

Автобус, дорога, вертолет

Поезд, пароход, якорь

Трамвай, троллейбус, водитель

  1. «Классификация предметов по картинкам».

     Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем, семантически близкие (домашние и дикие животные).    Например:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, заяц, собака, медведь, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

     После выполнения задания, взрослый просит ребенка объяснить, почему он разложил картинки именно так.

  1. Назови «лишнее» слово.

      1 Вариант: Детям предъявляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша). Дети должны найти «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор (почему картинка «лишняя»)

     2 Вариант: Взрослый называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему слово «лишнее».

     А) «лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван

Пальто, плащ, шуба, сапоги, куртка

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша

Волк, собака, рысь, лиса, заяц

Лошадь, корова, олень, баран, свинья

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак

Автобус, комбайн, трамвай, троллейбус, мотоцикл

Зима, апрель, весна, осень, лето

Мама, подруга, папа, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник

Коля, Саша, Иванов, Петя, Миша

Молоток, топор, ложка, пила, клещи

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

     Б) «лишнее» слово среди прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Дряхлый, старый, маленький, ветхий

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

     В) «лишнее» слово среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать

Приехал, прибыл, убежал, прикатился

Пришел, пожаловал, смотрел, явился

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил

Подбежал, подъехал, подошел, ушел

Постирал, помыл, испачкал, почистил

  1. «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

     1 Вариант: Взрослый предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба)

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша)

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно)

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба)

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер)

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница)

Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож)

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо)

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз)

Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога)

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот)

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска)

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель)

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево)

Курица – петух, кошка – (котенок, кот, молоко)

Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо)

Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос)

     2 Вариант: Взрослый предлагает придумать второе слово к паре, по аналогии с образцом:

Яблоко – фрукты, свекла – …, чашка - …

Или наоборот: фрукты – груша, овощи - …, посуда - …

  1. Отгадывание загадок

Детям предлагается отгадать загадки с использованием обобщающих слов. Например:

     Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки?  (гусь)

     Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд)

     Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сарафан белый (береза)

     Что за птица? Днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (сова)

     Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

     Что за растение? Не огонь, а жжется (крапива)

     Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет. (белка)

     Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь (лук)

  1. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов.

(Отгадывание предмета по описанию его дифференциальных признаков)

     Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других ее рассматривают. Затем загадывают загадку об этом предмете, используя обобщающее слово.

     Например: Кто это? Домашнее животное, большое, рогатое, дает молоко;

                        Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный

  1. Развитие словесных ассоциаций.

(Выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловой ассоциации, тот есть по смысловому сходству: высокий – низкий, яблоко – груша, скрипка – смычок)

     Инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или придет в голову). Слова называются по одному.

     Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

     (Можно задать вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»)

  1.  «Назови части»

     1 Вариант: по картинке

     2 Вариант: по представлению

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: Кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть

Грузовик, - …, дом - …, дерево - …

  1. Отгадай предмет по названиям его частей

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни, (дерево)

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом0

Крылья, кабина, хвост, мотор, (самолет)

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты, пуговицы (рубашка)

Голова, туловище, хвост, ноги, вымя (корова)

Пол, стены, потолок (комната)

Подоконник, рама, стекло (окно)

  1. Объясни, что общее у предметов

У двух предметов: огурец, помидор – (овощи)

                                 Ромашка, тюльпан – (цветы)

                                 Слон, муравей - (животные0

У трех предметов: мяч, солнце, шар –

                                 Тарелка, ваза, чашка –

                                 Лист, трава, крокодил –

  1. Разложи картинки по сходству

     На доске выставляется вертикальный ряд картинок: Овца (или баран), дерево, корова, колоски

     Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»)

Стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево)

Молоко, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»)

Хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колоски»)

У каждого ребенка 1 -2 картинки.

     Взрослый предлагает детям положить свою картинку к одной из 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

  1. Выбери правильный ответ

В году месяцев (7, 12, 4)

Отец старше сына (всегда, иногда, часто, никогда)

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы)

Зимний месяц (ноябрь, март. Февраль. Июнь)

Всегда горячий (утюг, кипяток, грелка).

  1. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

     Детям предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные. Например:

Я высокий, тонкий, рыжий, пятнистый (Жираф)

Я низкий, толстый и серый (бегемот)

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок)

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев)

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд)

Обогащение словарного запаса глаголами

     В младшем и среднем дошкольном возрасте расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются игры:

  1. «Кто как передвигается»

     Взрослый показывает картинки, изображающие животных.

Дети называют животных и рассказывают, как они передвигаются.

Например: Лошадь - скачет, змея - ползает, птица - летает, лягушка - прыгает, рыба плавает, и т.д.

  1. «Кто как голос подает».

Взрослый показывает картинки, изображающие животных, птиц, насекомых.

Дети называют, кто нарисован и рассказывают, как они «разговаривают».

Например: Голубь воркует, кукушка кукует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, сорока стрекочет, сова ухает, лягушка квакает, волк воет, медведь рычит, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, корова мычит, лошадь ржет, собака лает и т.д.

  1.  «Какие звуки издает». (звуки природы и окружающего мира)

      Взрослый показывает картинки.  Дети называют, что нарисовано и рассказывают, какие звуки издает этот предмет.

Например: Дверь скрипит, машина гудит, листья шелестят, гром грохочет, град стучит, ветер свистит, дождь шумит, ручеек журчит, бумага шуршит…

  1. «Кто как ест»

Взрослый показывает картинки, изображающие животных и птиц.

Дети называют, кто нарисован и рассказывают, как они едят.

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, теленок сосет молоко, собака грызет кость, курица клюет зерно…

    В процессе развития глагольного словаря необходимо учить детей различать следующие пары глаголов (предполагается использование картинок):

     Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять и т.д.

     Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, качает – качается, прячет – прячется, обувает – обувается, причесывает – причесывается, одевает – одевается

     Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать. Найти – спрятать, положить – убрать, дать – взять.

  1. «Кто что делает»

При дифференциации пар глаголов детей просят показать на картинке то или иное действие (Покажи и назови, кто купает, а кто купается; кто шьет, а кто – вяжет?).

  1.  «Подбери к действию предмет»

     Взрослый называет действия. Детям предлагается подобрать подходящие картинки к этому действию и составить предложения.  

Картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, мячик, собака, медведь, лошадь, грузовик, бумажный змей и т.д.

     Например: Летает – Летает птица. Летает самолет. Летает бумажный змей.

Скачет - …; Спит - …; Крадется -…; Катится - …; Рычит - …; и т.д.

Обогащение словарного запаса прилагательными

начинается со слов, обозначающих основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

величину (большой- маленький);  форму (круглый, квадратный, овальный, треугольный).

     В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие

высоту (высокий – низкий), толщину (толстый – тонкий), длину (длинный- -короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, кислы, соленый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий)

     На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, береза – березовый, стекло – стеклянный, фарфор – фарфоровый, бумага – бумажный, железо – железный, мех – меховой и т.д.)

     Также необходимо уточнить значения прилагательных, сложных по семантике, например, оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.)

Используются следующие игровые приемы работы:

  1. «Расскажи Лунтику»

   Описание предметов (по цвету, по форме, величине, и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор?», «Какой огурец?», «Какой мяч?»

  1.  «Отгадывание загадок описательного характера»

Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

Желтый, овальный, кислый. Что это?

Про что можно сказать: Круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, твердый, продолговатый, вкусный. Что это?

  1. «Сравни картинки» (добавление прилагательных)

Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок.

Груша сладкая, а лимон …;  Огурец овальный, а помидор…;  Лента узкая, а река…;  Дерево высокое, а куст…;  Молоко жидкое, а сметана…;

     Уточнению значений слов способствует работа над антонимами.

Существительными (день – ночь, радость – печаль и т.д.);

Прилагательными (высокий – низкий, длинный – короткий, и т.д.);

Глаголами (радуется – грустит и т.д.),

Наречиями (далеко – близко и т.д.).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»

Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....

"Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста".

Как влияет сенсорное развитие, на развитие речи детей....

Консультация для родителей: "Игры для развития речи, обогащения словарного запаса"

Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть ин...

Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» с элементами экспериментирования, направленного на развитие речи, обогащение словарного запаса по теме «Волшебница вода».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи.Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плава...

Консультация для педагогов: «Влияние сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста».

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон речи.Первоначальной ступенью познания мира является чу...