НОД по развитию речи в старшей группе « Покормите птиц зимой»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

Программные задачи:

- Развивать монологические формы речи, стимулировать творчество детей.

- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия

- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

- Развивать общие речевые навыки , зрительное восприятие  в процессе игрового общения.

-Развивать доказательную речь детей .

-Учить фантазировать , развивать образное представление.

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей живой природе

- Расширять знания детей о птицах.

-Учить устанавливать разнообразные связи в природе

-Формировать умение обобщать, классифицировать.

- Развивать эмоциональную сферу детей через формирование у них навыков нравственного поведения .

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о птицах; рассматривание тематических альбомов; наблюдения за птицами на участке; беседы с детьми о птицах.

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц, аудиозапись « голоса птиц», маски- шапочки с изображением птиц, листы для рисования разных форматов, фломастеры, цветные карандаши.

Методы и приёмы: объяснение, указания, беседа, чтение стихотворений, повторное проговаривания, вопросы,  показ картинок, игровой прием.

ХОД :

Воспитатель и дети приветствуют друг друга.

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

День хороший наступил

Настроение подарил.

(приглашаю детей на стульчики)

В: Ребята послушайте стихотворение « Песенка о птицах» А.

Тимофеевский

Птицы часто нам встречаются в природе
На озёрах, и в пустынях, и в лесах,
Если надо, птицы плавают и ходят,
А не надо, так летают в небесах.

Птиц по щёлканью и свисту различают,
Их по голосу и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну а если им мешают — не поют.

Каждый год они птенцов своих выводят
На озёрах и в пустынях, и в лесах,
Пусть и эти тоже плавают и ходят,
А не надо, так летают в небесах.

(звучит аудиозапись « голоса птиц»)

В: Как весело распевают птицы летом! Но сейчас смолкли птичьи голоса. Почему?

Д: Сейчас холодно, осень наступила. ( предполагаемые ответы детей)

В: Правильно, потому что наступила осень. Птицам стало холодно, голодно, и многие из них улетели на юг. Как вы думаете, легко ли им лететь?

( ответы детей)

В: Да, трудно птицам. Плохая погода, бури, снегопады, резкое похолодание, да и охотники могут убить. Поэтому многие птицы гибнут во время перелета, но все равно большинство птиц мужественно справляются с опасной дорогой . Какие птицы улетают на юг?

Д: Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли? ( предполагаемые ответы детей)

В: Этих птиц называют перелетными , потому что осенью они улетают в теплые края , а весной возвращаются  на родину. Но не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются зимовать у нас . Сейчас вы их узнаете.

( заранее  подготовленные дети , надев на голову шапочки-маски с изображением птиц, читают по очереди стихи.

1-й ребенок    Я веселый  воробьишка

                         Серый маленький воришка,

                         Я  обеспечен, и болтлив

                         И пуглив, чив-чив-чив.

2-й ребенок       Сорока белобока

                           Вертится, стрекочет,

                           Весь день хлопочет.

3-й ребенок       Шустрая ворона

                            Известная персона

                            Окраской сероватая

                             Крикунья хрипловатая.

В: Воробьи, вороны, сороки, голуби живут у нас и летом и зимой, то есть круглый год. А вот дрозды, свиристели прилетают к нам с Севера на зимовку, потому что зима гораздо холоднее , чем у нас. Зимовать к нам также прилетают синицы, снегири, клесты, чечетки.

( просмотр презентации «зимующие и перелетные птицы» )

В: А теперь ребята, отгадайте загадки:

  1. Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой С ним делиться будем,

Просит серый озорник: «Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!»
( Воробей)

  1. Кто без нот и без свирели. Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)

  1. По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит

Носит красные ботинки

Дарит мягкие перинки.  ( Гусь)

 

  1. Солнце греет у порога и растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи, прилетели к нам. (Грачи)

 

  1. И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа! Очень уж суровы

     Филины и…   (Cовы)

Молодцы ребята, все загадки отгадали, и я предлагаю поиграть в игру « Сова»

 

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день»сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
(После игры дети  возвращаются на свои места.)

В: Ребята, сегодня мы говорили о зимующих и перелетных птицах. Как вы думаете, как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать?

Д: Сделать кормушку, покормить. ( предполагаемые ответы детей)

 Покормите птиц зимой.
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
   Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
   К своему окну,
   Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

В: Давайте, ребята, будем помнить, что зимой птицам не так страшен холод, как голод. Если позаботимся о них зимой, весной они порадуют нас своим пением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Проектная деятельность в детском саду направлена на исследование заложенных в ситуации возможностей. Для нашей группы не страшны никакие трудности, поскольку вместе с нами активно трудятся родители. Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Продолжать знакомить дошкольников с нормами христианской этики;Продолжать знакомить дошкольников с нормами христианской этики...

Экологический проект старшей группы "Покормите птиц зимой"

Проект состоит из трёх этапов: подготовительный, основной, заключительный. Цель проекта: сформировать обобщённое представление у детей о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к зимующим пт...

Презентация для старшей группы: "Покормите птиц зимой"

Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшей группы с целью воспитания чувства милосердия, эмпатии и заботы о птицах зимой, рассазать о необходимости изготовления кормушек для птиц ...

Конспект НОД в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой(конспект открытого занятия)Старший дошкольный возрастЦели: Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Задачи:Обр...