"Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи

Березкина Юлия Викторовна

В статье рассматриваются закономерности усвоения речи, описываются этапы формирования речи дошкольников в разные возрастные периоды. Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей роднму языку, то есть привыборе средств обучения. В данной статье рассматриваются различные методы и описываются практические приемы работы по развитию речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

     Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, т.е. при выборе средств обучения.

     Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

     Выделяется 4 этапа в становлении речи детей:

1 – подготовительный этап – до 1 года;

2 – этап первоначального овладения языком – до 3 лет.

3 – дошкольный этап – до 7 лет

4 – школьный этап.

Подготовительный этап

     С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции – крик и плач. Они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Около 2х месяцев появляется гуление. К 3 месяцам – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. В дальнейшем путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию – у него развивается чувство языка.  В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и т.д.)

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Этап первоначального овладения языком (от 1года до 3).

      Начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. В этот период важно не стараться предугадать все желания ребенка, а побуждать его к самостоятельной речи!

     На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка должно происходить значительное накопление словаря. К 1 году – 10-15 слов, к 2 годам – до 300 слов (словарь увеличивается в 20 раз!), к 3 годам – словарь составляет около 1000 слов.

     К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. (Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом – примитивными фразами: «Мама, пить адиська» - «Мама, дай попить водички». Далее, постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.) В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности ребенка.

Дошкольный этап (от 3 до 7 лет).

     У большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Однако, все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. В 6-7 лет ребенок умеет дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

     Активный словарь ребенка к 4-5 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов уточняются и обогащаются. Часто дети еще неверно понимают или используют слова. Например, по аналогии с назначением предметов, говорят вместо «поливать из лейки» - «леять», вместо «лопатка» - «копатка». Такое явление свидетельствует не о нарушениях, а о развитии «чувства языка», способности к словотворчеству.

     Параллельно с развитием словаря, идет и развитие грамматического строя речи. А также, в дошкольный период дети овладевают связной речью.

На 4 году жизни дети пользуются в речи простыми распространенными предложениями. Например: «Я играю с большой, красивой машинкой». А уже к 5-6 году дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Например: «Когда мы пришли к Коле на день рождения, с нами играли веселые клоуны». Дети овладевают монологической речью, начинают пересказывать сказки и рассказы.

Школьный этап (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи на данном этапе – это сознательное усвоение и использование всех языковых средств. Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

     Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Средства и методы развития речи дошкольников.

     Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, т.е. при выборе средств обучения.

Средства обучения языку:

1.Языковой материал, т.е. та речь, с которой взрослый обращается к детям - беседы, рассказы (песни, сказки), которые им читают или рассказывают.

2.Методы и приемы обучения, которые применяют взрослые, чтобы ребенок активно усваивал обращенную к нему речь. (Дидактический речевой материал)

3.Организация обучения, т.е. распределение речевой работы во времени.

     Речь ребенка обогащается быстрее и разностороннее, если педагог использует в работе различные методы обучения речи.

     В дошкольном периоде используются практические методы, которые реализуются с помощью различных приемов.

1)метод имитации;

2)метод разговора (беседы)  

3)метод пересказа  

4)метод рассказывания (сочинения)

Метод имитации

     Метод имитации применяется с самого раннего возраста детей и на всех последующих этапах обучения.  Заключается он в том, что педагог активно и сильно артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует её. Ребенок смотрит, слушает и повторяет, имитирует речь педагога. Старается усвоить артикуляцию и модуляции голоса и понять смысл. Используется прием Наблюдения.

     Метод имитации можно использовать как в любых бытовых ситуациях при общении с ребенком, так и во время игр. Например, чтобы сделать процедуру умывания более привлекательной, взрослый обращается к одному из малышей и активно артикулирует:

- Петя, скажи водичке: «Водичка, водичка, умой мое личико!». Ребенок повторяет.

-Хорошо сказал Петенька, а теперь скажет Настя!.. Ваня!

Тому из детей, кто не очень энергично артикулирует слова, можно предложить:

- Дима, ты попроси водичку громко и отчетливо. Теперь все хором попросим водичку!

Используется прием Опоры на словесный образец

     В процессе игр речь ребенка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами.

Использование Игрового приема.

      Во время предметных игр дети перекладывают, показывают, ощупывают предметы и называют их качества и действия. При этом педагог должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы: «Какой это шарик?  Маленький?  Синий? Эта машина едет? Остановилась? Ребенок, отвечая, повторяет в своем вопросе то, что сказал взрослый: «маленький»; «синий»; «едет».  Тем самым расширяется его лексика.

     Помогая ребенку «строить», педагог называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата.

     Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе сюжетных игр.

     В ролевой игре ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых и речь, которой они сопровождают свои действия. («мама кормит детей»)

     В «режиссерской» игре ребенок не берет на себя роли, а распределяет их в данном сюжете между игрушками («зоопарк», «аэродром»). Сюжеты подсказывает педагог, учитывая жизненный опыт ребенка.

     В игре-драматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки. В процессе игры он повторяет слова героя и тем самым обогащает свою речь.

    Таким образом, в сюжетных играх дети закрепляют усвоенный языковой материал, потому что они намеренно ставят перед собой цель - точно передать услышанную речь взрослого, или речь героя сказки.

     Подвижные игры по правилам обогащают детей песенками, потешками, считалками. Заучивание происходит в процессе повторения речи педагога, который играет вместе с детьми и сначала сам произносит потешки, считалки, поет песенки, а потом за ним повторяют дети.  

     Мера речевого участия ребенка в игре зависит от его возраста.

Метод беседы

     Более сложный для ребенка – это метод разговора. Его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Этот метод состоит в том, что педагог спрашивает, а ребенок отвечает. Оба они говорят, но не одно и то же, а разное. Своими вопросами взрослый побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

      Так, для тренировки органов речи в артикуляции звуков (например: «З» - «Ж») можно воспользоваться разными приемами метода разговора:

-Саша, ты помнишь, как жужжит жук? – спрашивает педагог.

-Он жужжит: ЖЖЖ

-А как зудит комар? (подводит ребенка к артикуляции исходного звука)

-Комар: ЗЗЗ.

Это прием Опоры на словесное представление (в виде словесного образца)

Для этой же цели можно использовать прием сюжетной ролевой игры:

-Даша и Коля, вы будете Жуками. А вы, Света и Катя, будете Комариками.

Вы летите на встречу друг к другу, жужжите и зудите.

      Работа над уточнением и развитием словарного запаса так же может осуществляться по-разному.

Прием наблюдения за реальными объектами:

Педагог раскладывает на столе овощи и привлекает внимание детей:

-Вы видите, что лежит на столе?

Дети перечисляют то, что видят: Морковь, огурцы, помидоры, баклажаны.

-А как все это вместе можно назвать одним словом?

-Овощи.

-Правильно, это овощи. А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь?

Дети вспоминают и называют другие овощи.

Прием опоры на картинку:  

Для усложнения задания можно ввести для сопоставления слово фрукты.

- Дети, вот картинки, изображающие овощи и фрукты. Кто из вас быстрее разложит их на две кучки: овощи – к овощам, а фрукты - к фруктам?

Дети раскладывают картинки, объясняя свой выбор:

- Огурец - это овощ, яблоко - это фрукт. (выделяют обобщающие слова голосом)

     Прием опоры на реальные предметы или картинки используется в словесных дидактических играх, т.е. играх, специально предназначенных для обучения.

Они могут проводиться по-разному:

1.Дети придумывают слова на заданный звук:

- Укажи предметы, названия которых начинаются звуком «С». (стол, стул, стеллаж)

2.Называют предметы по описанию взрослого, отгадывают несложные загадки:

- Принеси мне то, откуда можно узнать сказку или стихи, рассмотреть интересные картинки.   Дети приносят книгу. (Подобные описания предлагаются детям 5-6 лет)

- «Отгадай, что это» (с опорой на наглядность): «Маленький, да удаленький: сквозь землю прошел – красную шапочку нашел».

3.Дети загадывают известные загадки или придумывают свои.

     Основное правило дидактической игры: дети должны видеть (а еще лучше – трогать, обонять, пробовать на вкус, слышать) тот предмет, о котором загадка загадывается.

    При обучении и развитии связной речи для усвоения конструкции простого распространенного предложения так же нужно использовать различные приемы.

(в зависимости от возраста детей).

     Так, с детьми 5-6-г жизни применяется прием Опоры на словесные представления

-Дети, будем играть в «Кто больше?»

- Кто больше добавит к моему слову? Я говорю: «Повар готовит… обед». А вы должны вспомнить, что еще готовит повар и сказать так: «Повар готовит завтрак…. (или ужин, полдник)». Повар варит… компот (суп, бульон, макароны и т.д.).  Повар жарит…

Выигрывает тот, после кого уже никто не сможет больше ничего добавить.

     В работе с детьми 4-5 лет решение этой же задачи облегчается детям.  Используется прием опоры на картинку.

     В работе с детьми 6-7 лет метод разговора усложняется. Используются различные формы как простых распространенных предложений, так и сложных, расширяется круг лексики.

     Например педагог, начиная игру, дает образец: Космонавты, проводившие наблюдение за солнцем, приземлились на космодроме.

     Дети заменяют в этом предложении причастный оборот своим: проводившие наблюдение за планетами, (проводившие наблюдение за луной). Взрослый может подсказать детям объект наблюдения. А сами дети должны сосредоточить свое внимание на правильном построении предложения.

Метод пересказа.

     В работе с детьми старшего дошкольного возраста используется метод пересказа, который обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь.

     Метод пересказа состоит в том, что педагог читает (или рассказывает) детям художественное произведение, или напоминает о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, дает описание какого-либо предмета, животного.  Поощряет детей задавать вопросы по ходу рассказа, чтобы повторить его для кого-то из своих товарищей, или дома для взрослых. Ребенок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.

Приемы пересказа, используемые при ознакомлении детей с художественной литературой– это игры в любимых героев, инсценировки сказок и рассказов.                                              

Метод сочинения (рассказывания)

     Использование этого метода обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому педагог должен поощрять самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из жизни, описание картинок, вещей, животных, растений и т.д.

     Конечной целью работы является овладение каждым ребенком связной речью:

На 7-году жизни ребенок умеет пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказа о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений. В его монологе должны соответствовать литературной норме грамматическая структура предложений, выбор и употребление слов, фонологическое оформление речи – звукопроизношение, дикция, интонация.

 Таким образом, для развития речи детей используются следующие виды работы:

      1) Воспитание звуковой культуры речи

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматических навыков
  3. Обучение связной речи – монологу и диалогу – в связи с ознакомлением с окружающим
  4. Ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

      Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:- определенная степень зрелости разл...

Анкета для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Анкета предназначена для родителей детей дошкольного возраста 5-7 лет....