Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
проект по развитию речи (средняя группа)

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизненному опыту.  Приёмы мнемотехники  облегчают запоминание у  и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

(с использованием приёмов мнемотехники)

ТИП ПРОЕКТА: практико-ориентированный

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: групповой (дети 4-5 лет, воспитатели)

По времени проведения: среднесрочный (6 месяцев)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Способствовать развитию связной речи детей.

2. Обогащать словарный запас детей.

3. Прививать любовь к книге, художественному слову.

4. Учить детей внимательно слушать, следить за сюжетом, отвечать на вопросы.

5. Формировать умение пересказывать сказки.

6. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

7. Учить детей использовать при пересказе все части речи, употреблять прилагательные, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

8. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

9. Развивать образное мышление, творческий потенциал, память детей.

10. Формировать основы нравственного поведения на примере героев сказок.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Использование мнемосхем и мнемотаблиц как элементов мнемотехники при пересказе русских сказок будет способствовать формированию у детей умения раскрывать существенные особенности объектов, видеть закономерные связи, способствовать формированию системных знаний и наглядно-схематического мышления, что в свою очередь приведет к более успешному развитию связной речи и речевой активности воспитанников.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Процесс развития связной описательно-повествовательной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью использования таких элементов мнемотехники, как мнемосхемы и мнемотаблицы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Совершенствована связная речь детей.

2. Активизирован и обогащен словарный запас детей.

3. Формируется умение пересказывать сказки.

4. Содействие развитию внимания, памяти, образного мышления.

5. Развит интерес детей к художественной литературе.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время у большинства детей 4-5 лет отмечаются нарушения лексического и грамматического компонентов речи, а также бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети испытывают трудности в построении монолога: например, сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. Нарушение речи влечет за собой недостаточную сформированность таких процессов, как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Все вышеперечисленное обусловливает использование при обучении связной речи дошкольников нетрадиционных форм, одной из которых является мнемотехника.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Данный проект предполагает использование наглядных опорных схем на наиболее доступном для детей 3-4 лет материале – сказках. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными и позволяют раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный (январь 2022):

- изучение литературы по теме;

- определение целей и задач проекта, составление плана;

- составление консультаций для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек», «Что читать детям», «Роль фольклора в развитии детей»;

- подбор книг для выставки «Русские народные сказки»;

- диагностика речевого развития детей.

2. Основной (февраль 2022г. – май 2022г.):

Перспективный план работы по проекту

Месяц

Тема

Февраль

1. Чтение русской народной сказки «Репка».

2. Показ плоскостного театра «Репка».
3. Н/печатная игра «Репка».

4 Моделирование сказки «Репка»
5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблиц

5.Лепка «Репка большая и маленькая».
6.Подвижная игра «Вытяни репку».

7.Муз. дид.игра «Урожай собирай».

1.Чтение русской народной сказки «Зимовье»

2. Конструирование «Домики для животных» (строительные детали, лего)

3. Загадывание загадок о героях сказки

4.Д/и «Повтори фразу» (Повторить фразу, подражая животным – героям сказки)

5. Моделирование сказки

6. Рассказывание сказки с помощью мнемотаблицы.

7. Д/и «Узнай по описанию» - герои сказки

Март

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
3. Д/и «Разложи по порядку».
4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Моделирование сказки «Заюшкина избушка»
5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

6.Изодеятельность (рисование) «Лисья избушка»
7.Двигательная деятельность: П/и «Лиса и петухи».

1. Чтение русской народной сказки «Колобок».

2. Показ настольного театра «Колобок».

3. Игра-пазлы «Колобок».

4. Вспомним сказку по коллажу

5. Моделирование сказки «Колобок»

6. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

7.Двигательная деятельность: П/и «Хитрая лиса».

8.Драматизация сказки «Колобок»

Апрель

1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5. Моделирование сказки «Волк и семеро козлят»

5. моделирование сказки
6.Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» при помощи моделирования.
7.Двигательная деятельность: Соревнование козлят и волка

1.Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

2.Показ пальчикового театра «Лисичка со скалочкой»

3. Моделирование сказки

4. Рассказывание сказки при помощи мнемотаблицы

5. Заучивание наизусть потешки «Идёт лисичка по мосту»

Май

1.Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»

2.Беседа на тему «Давайте жить дружно»

3.Рассматривание иллюстраций к сказке.

4.Моделирование сказки

5.Рассказывание детьми сказки с помощью мнемотаблицы

6.Д/и «Кто лишний»

1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

2. Показ пальчикового театра по сказке «Гуси-лебеди».

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Моделирование сказки «Гуси-лебеди»

6. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы.

7.Двигательная деятельность: П/и «Гуси-лебеди»

3. Заключительный (май 2022 г.)

- Д/и:: «Угадай сказку», «Узнай героя по описанию», «Чего не стало», «Разложи по порядку», «Найди ошибку»;

- диагностика речевого развития детей, анализ результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей  среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи ...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...

«Развитие связной речи, детей среднего дошкольного возраста, с использованием дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...