Технология Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с ОВЗ.
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кудинова Елена Александровна

Нетрадиционная технология Синквейн позволяет интересно и увлекательно для детей развивать связную речь дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология Синквейн336.16 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные технологии как средство развития речи старших дошкольников с ОВЗ

Существует множество технологий развития связной речи дошкольников. Представляем самую полюбившуюся детьми технологию «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников с ОВЗ.

Новизна данной технологии.

     Принятие ФГОС требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одной из которой и является синквейн.

Актуальность.

     Развитие речи дошкольников с ОВЗ является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это необходимость, которой нужно учиться с детства. Этому и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.

Что же такое синквейн?

Синквейн - очень эффективная технология  развития речи дошкольников с ОВЗ.

  Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворение.

    Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Задачи синквейна.

  • пополнять знания детей по лексическим темам;
  •  обогащать пассивный и активный словарный запас;  
  • совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
  •  развивать ассоциативное мышление и образную память;
  • совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Достоинства синквейна.

- интересная, игровая технология развития речи детей с ОВЗ и не только,
- не требует специальных условий,
- способствует развитию лексико-грамматических категорий,
- активно обогащает словарь,
- определяет уровень усвоения материала дошкольником.

Форма синквейна напоминает елочку и состоит из 5 строк.

  • 1 строка – это слово – заголовок, тема, название.
  • 2 строка – это слова – признаки предмета, прилагательные.
  • 3 строка – это слова – действия предмета, глаголы.
  • 4 строка – это – словосочетание или предложение. Выражает личное отношение к предмету.
  • 5 строка -это слово – вывод, итог, повторение сути.

     О чём же можно придумать синквейн? Тема его может быть любой:
о природе, животном, насекомом, о цветке, о любом предмете, о картине или литературном герое, о маме или папе, о настроении, об изученном на занятии, о прочитанной педагогом сказке, истории.

Примеры синквейнов.

1 строка - Кто? – бабочка.

2 строка  - Какая? - красивая, разноцветная.

3 строка - Что делает? - летает, порхает, радует.

4 строка -  Предложение – бабочка собирает ароматный нектар.

5 строка – Итог - бабочка - это насекомое.

 

     Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольников с ОВЗ.

В чём же его эффективность и значимость?

- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

- В-третьих, синквейн является игровым приемом, что всегда интересно детям.

- В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Вывод.

     Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием технологии Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

"Синквейн, как средство развития связной речи"

Синквейн способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи. Учит краткому пересказу....

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольни-ков»

Создать  условия  для  повышения  речевой  активности  детей дошкольного               возраста, выз...

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.

Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....

«Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...