«Технология КРОССЕНС как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Тимофеева Оксана Александровна

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КРОССЕНС19.85 КБ

Предварительный просмотр:

          При работе с дошкольниками с ТНР особое значение придается целенаправленному развитию связной речи, т.к. это имеет большое значение в общей системе работы с детьми с речевыми недоразвитиями. Отмечаемое у

этих детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с

отставанием в развитии ряда психических функций требует особого

комплексного подхода к выбору методов самостоятельных связных высказываний.

     Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А. и др.). [6,40]

А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один -  использовать инновационные педагогические технологии.

           Это - технология КРОССЕНС, которую я использую как средство развития связной речи дошкольников старшего возраста с ТНР. С технологией кроссенс я познакомилась недавно, предложила её детям, и она стала пользоваться успехом.

Так что же такое кроссенс?

           Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

      Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов», а кроссенс - означает «пересечение смыслов».

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

      Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь"

      Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы пустой квадрат.

     Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом

квадрате (т.е. задача детей - объяснить кроссенс посредством взаимосвязи

изображений, составить рассказ).

Восемь изображений расставлены таким образом, что каждая картинка

имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по

смыслу сразу несколько.

     Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки

    Развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

     Технология «Кроссенс» позволяет:

•упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки,

состояния, действия;

•развивать зрительное восприятие;

•учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

•развивать логику;

•развивать образное мышление;

•учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

•учить определять пространственные отношения символов, размещенных в

таблице;

•учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

•учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

•развивать смекалку, тренировать внимание.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.

       Существует три способа решения кроссенса.        

1 способ «Солнышко»:

начать можно как с первой картинки, так с любой узнаваемой картинки. Центральный квадрат связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

        2 способ «Улитка»:

Читать кроссенс можно слева направо, далее сверху вниз, двигаться только вперед и заканчивать только в центральном квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой».

        3 способ «Крест»:

Центральный квадрат связан со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов.

        Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам, т.к. им трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить

связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. Поэтому на начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 2-3 ячеек, а затем – из четырех, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений.. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.

         Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:

  • необходимо определить тематику, общую идею;
  • подобрать элементы (картинки), которые имеют отношение к данной теме или идее;
  • найти ассоциативную связь между элементами;
  • определить последовательность;
  • сконцентрировать основной смысл в центральном квадрате;
  • подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать поработать с кроссенсами.

Как я уже говорила, на начальном этапе мы выполняем простые

задания – находим связь между 2 предметами.

- Попробуйте найти общее у Почтальона Печкина и кенгуру

-Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите, что между ними

общего.

Ключ, замок, дверь (топор, лес, печка)

И т.д.

Таким образом, технология кроссенс способствует развитию у детей зрительного восприятия, логики и образного мышления. Она помогает детям научиться выделять признаки, состояния и действия предметов. Дети учатся анализировать, систематизировать предметы по определенным признакам, составлять рассказы. Кроссенс – это путь к развитию смекалки и тренировки внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

"Мнемотехника" и "кроссенс" как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

описание опыта работы воспитателя по развитию связной речи детей с применением мнемотехники и технологии кроссенс...

Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе со старшими дошкольниками. Использование в работе нетрадиционной технологии «кроссенс» способствует развитию познав...