«Технология КРОССЕНС как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и последующим по смыслу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
При работе с дошкольниками с ТНР особое значение придается целенаправленному развитию связной речи, т.к. это имеет большое значение в общей системе работы с детьми с речевыми недоразвитиями. Отмечаемое у
этих детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с
отставанием в развитии ряда психических функций требует особого
комплексного подхода к выбору методов самостоятельных связных высказываний.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А. и др.). [6,40]
А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один - использовать инновационные педагогические технологии.
Это - технология КРОССЕНС, которую я использую как средство развития связной речи дошкольников старшего возраста с ТНР. С технологией кроссенс я познакомилась недавно, предложила её детям, и она стала пользоваться успехом.
Так что же такое кроссенс?
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов», а кроссенс - означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь"
Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы пустой квадрат.
Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом
квадрате (т.е. задача детей - объяснить кроссенс посредством взаимосвязи
изображений, составить рассказ).
Восемь изображений расставлены таким образом, что каждая картинка
имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по
смыслу сразу несколько.
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки
Развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Технология «Кроссенс» позволяет:
•упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки,
состояния, действия;
•развивать зрительное восприятие;
•учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
•развивать логику;
•развивать образное мышление;
•учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
•учить определять пространственные отношения символов, размещенных в
таблице;
•учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
•учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
•развивать смекалку, тренировать внимание.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Существует три способа решения кроссенса.
1 способ «Солнышко»:
начать можно как с первой картинки, так с любой узнаваемой картинки. Центральный квадрат связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
2 способ «Улитка»:
Читать кроссенс можно слева направо, далее сверху вниз, двигаться только вперед и заканчивать только в центральном квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой».
3 способ «Крест»:
Центральный квадрат связан со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов.
Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам, т.к. им трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить
связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. Поэтому на начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 2-3 ячеек, а затем – из четырех, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений.. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.
Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:
- необходимо определить тематику, общую идею;
- подобрать элементы (картинки), которые имеют отношение к данной теме или идее;
- найти ассоциативную связь между элементами;
- определить последовательность;
- сконцентрировать основной смысл в центральном квадрате;
- подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать поработать с кроссенсами.
Как я уже говорила, на начальном этапе мы выполняем простые
задания – находим связь между 2 предметами.
- Попробуйте найти общее у Почтальона Печкина и кенгуру
-Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите, что между ними
общего.
Ключ, замок, дверь (топор, лес, печка)
И т.д.
Таким образом, технология кроссенс способствует развитию у детей зрительного восприятия, логики и образного мышления. Она помогает детям научиться выделять признаки, состояния и действия предметов. Дети учатся анализировать, систематизировать предметы по определенным признакам, составлять рассказы. Кроссенс – это путь к развитию смекалки и тренировки внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...

Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....

Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Кроссенс, его варианты чтения и решения с детьми старшего дошкольного возраста...

"Мнемотехника" и "кроссенс" как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
описание опыта работы воспитателя по развитию связной речи детей с применением мнемотехники и технологии кроссенс...

Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе со старшими дошкольниками. Использование в работе нетрадиционной технологии «кроссенс» способствует развитию познав...
