Технология «сторителлинг» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Воронова Ирина Владимировна

Данный материал направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по развитию связной речи детей дошкольного возраста, посредствлом использования  технологии "сторителлинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «сторителлинг» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В современном обществе развитие речи становится всё более актуальной проблемой, ведь оно предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности, меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. А высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.

Ведь развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Главное условие реализации ФГОС ДО  –  это обучение детей в игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,  для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т.п. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у дошкольников, когда им надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.

Технология «сторителлинг» позволяет  разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Целью данной технологии является управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи сторителлинга:

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Различают несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

В активном сторителлинге педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришел герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше, что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть этим мы создаем основу, а далее своими вопросами побуждаем детей к созданию историй.

Ещё один вид – цифровой сторителлинг – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Техника сторителлинг очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач, позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Сначала выбирается история, учитывая детский интерес, возраст, программную тематику, выбирается главный герой, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие методы активного сторителлинга:

1. «Расскажи, из какой сказки потерялись герои».  Выбираем книгу сказок, между ее страницами раскладываем героев из разных сказок мультфильмов, которые выпадают при раскрытии книги, за тем предлагаем детям помочь сказочным героям вернуться обратно в сказку.

2. «Расскажи историю камней». В основе игры камни, на которых изображены: времена года, птицы, овощи, фрукты. Игра начинается с выбора одного камня. Ребенок отвечает на вопросы «Что это? Что делает?», объединяя в простое предложение выпавшие картинки, уточняя, бывает ли такое. Затем постепенно добавляются в процесс игры остальные камни позволяющие дать характеристику предмета (цвет, форма и количество) и распространить составленное предложение.

3. «Кубики историй». Составление общей истории, кидая кубики по очереди. Бросив кубики на стол, ребенок начинает историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…». Количество кубиков не ограничено. Игрок может бросить сразу все кубики или доставать их по одному.

4. «История весёлых пальчиков». Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Детям предлагается выбрать понравившуюся им игрушку, придумать  ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком.

5. «Опиши эмоции ромашки». Ребенок  выбирает карточку-эмоцию,  которая больше всего подходит к его настроению и объясняет, почему он выбрал именно эту ромашку, после чего рассказывает свою историю.

6. «История путешествий». Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или с помощью привлечения родителей «карточек-воспоминаний» о приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать, как он провел летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое.

При создании историй необходимо соблюдать определенную структуру. Но структура эта должна скорее ощущаться, чем осознаваться.

1. Вступление.  Описание главного героя истории, где он живет и что делает или любит. Затем в каждой истории появляется призыв к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги. Эта часть должна вызвать интерес, увлечь, зацепить внимание и удерживать его. Ребенок пробует вспомнить начало сказок.

2. Основная часть. Описание основной сюжетной линии. Герой делает все, чтобы решить проблему.  Что обычно происходит с героем в этой части? (находит подсказку, встречает помощника, вступает в противодействие).

3. Заключение. Герой у цели. В нем происходят перемены, он делает выводы.

4. Краткий вывод/мораль. Итог одним предложением.

Таким образом, сторителлинг – это интересная технология, которая открывает уникальную возможность для развития связной речи детей, воображения, коммуникативной компетенции детей. При использовании техники «сторителлинг» в дошкольных образовательных учреждения дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории. После прочтения сказки педагог вместе с детьми может разыграть ее, при этом сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают огромное удовольствие от подобной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Сторителлинг, как способ развития связной речи детей дошкольного возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».Задачи:- позн...

Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «ст...

Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство   речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...

Поэтапно- перспективный творческий план работы по проблеме: «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» (младший возраст)

Поэтапно- перспективный творческий план работы по проблеме: «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» (младший возраст)...