Конспект НОД по развитию речи проведенный в старшей группе Тема: «Приметы весны».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Древаль Татьяна Игоревна

Конспект НОД по развитию речи проведенный в старшей группе

(5-6 лет) «Кукушечка»

Воспитатель: Древаль Татьяна Игоревна

 

Тема: «Приметы весны».

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое и художественно-эстетическое (рисование) развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет.  Старшая группа.

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Цель: составление описательного рассказа о весне по средствам мнемотаблицы.

Задачи:                                                                                                                                                          Образовательные:

1.Закрепить представление детей о смене времен года, дать представления об изменениях, происходящих в природе.

2. Учить выявлять простейшие причинно-следственные связи.

3. Учить правильно, согласовывать существительные с местоимениями (мой, моя, мое) в речи.

4. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в коллективном разговоре.

Развивающие:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание.

2.Развивать творческое воображение, фонематический слух, связную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность.

3.Развивать мелкую моторику по средствам рисования на песке.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к нетрадиционным методам рисования.

2.Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

3.Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Предварительная работа:

Проведение бесед о весне, знакомство с признаками весны на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности. Закрепление имеющихся знаний при чтении стихотворений о весне.

Материалы:

 Демонстрационный: образ девушки Весны, картинки с изображением солнца, облаков, травы. Раздаточный: картинки лото для дидактической игры, поднос с песком, салфетка (материал по кол-ву детей), мнемотаблица, медальки в виде солнца.

Ход НОД

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости!

Ребята, я  хочу видеть вас веселыми, жизнерадостными, добрыми. Поэтому для приветствия прочитаю стихотворение:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, солнечный денёк!

Я живу в родном краю

Вас я всех приветствую!

Давайте и мы скажем доброе утро нашим гостям, а что бы у всех было хорошее настроение, подарим всем солнышко.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

Дети: выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко»

Воспитатель: У меня сегодня очень хорошее настроение, я рада вас всех видеть и мне хочется улыбаться. А у вас хорошее настроение?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне и встаньте в круг. (Установление эмоционального контакта).

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

Воспитатель: Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь присаживайтесь пожалуйста на коврик.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Запоминай-ка»

В этой игре вы должны быть очень внимательными и запомнить, как можно больше слов: ручеёк, проталинка, сосульки, скворечник, лужи, подснежник, ласточка.

Дети повторяют запомнившие слова.

Воспитатель: Все очень постарались, молодцы!

Ребята ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

К какому времени года относятся эти слова?

Дети: весна.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

 Воспитатель: Какое время года было до весны?

Дети: зима.

Воспитатель:  Какое время года наступит после весны?

Дети: лето.

Воспитатель: Какое время года будет между зимой и летом?

Дети: весна.

Воспитатель: Как вы думаете, кто у весны главный помощник?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сейчас попробуем отгадать. Послушайте загадку.

Кто живет на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки слепит,

Его очень любят дети.

Дети: солнце.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Молодцы! А сейчас я предлагаю выполнить игровое упражнение «Какой, какая, какое»

я буду называть вам предметы, а вы назовите их признаки. Готовы?

Дети: готовы!

Воспитатель: Солнышко (какое?)

Дети: Солнышко - яркое, теплое, ласковое, лучистое.

Воспитатель: Облака (какие?)

Дети: Облака - белые, легкие, пушистые, красивые

Воспитатель: Травка (какая?)

Дети: Травка - первая, зеленая, нежная, душистая.

Воспитатель: Все ребята молодцы, старались отвечать правильно.

Сейчас,  я предлагаю вам поиграть в весеннее лото, которое называется «Мой, моя, моё, мои»

Дидактическая игра «Мой, моя, моё»

Детям раздаются карточки лото с признаками весны. На каждую карточку воспитатель задает вопрос «Чьё солнышко?», «Чья лужа?» и др.  Дети дают полный ответ на вопрос «Моё солнышко», «Моя лужа» и т.д.  Игра продолжается до полного закрытия карт лото детьми.

Воспитатель: Все ребята молодцы, старались отвечать правильно.

Предлагаю немного отдохнуть и спеть песню о солнышке.

Динамическая пауза «Я рисую солнышко»

Я рисую солнышко, круглое, большое (рисуем в воздухе круг руками)

Я поглажу солнышко ласкова рукою (поглаживание право рукой)

Пусть сияет солнышко, ярко так сияет (Фонарики руками)

Мамочку любимую (руки согнуты в локтях перед собой)

Нежно согревает (поглаживание по предплечью)

Приходи же солнышко (подзывать)

Приходи скорее, нам с тобою солнышко будет веселее (приседание)

Пусть сияет солнышко, ярко так сияет (Фонарики)

Мамочку любимую (руки согнуты перед собой)

Нежно согревает! (поглаживание)

 

Воспитатель: Ребята мы спели песенку и нарисовали солнышко в воздухе, руками, а чем еще можно рисовать?

Дети перечисляют: карандашом, красками, фломастерами, мелками.

Воспитатель: на чем можно нарисовать?

Дети: На бумаге, на асфальте, на песке

Воспитатель: молодцы! Предлагаю вам пройти к столам и сесть на свои места. Я приготовила для вас сюрприз.

Дети садятся за столы. На столах подносы с песком, накрытые салфеткой. Воспитатель убирает салфетки, создает сюрпризный момент. Приглашает гостей присесть к каждому ребенку в пару.

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами?

Дети: песок.

Правильно, сейчас мы с вами протрем руки салфеткой, что бы песок не прилипал к ладошкам. Давайте познакомимся с песочком, положите ладошки на песок и теперь по очереди каждым пальчиком будем знакомится и считать все вместе.

Динамическая пауза «Счёт до десяти»

Дети считают от 1 до 10 и касаются до песка каждым пальцем рук.

Воспитатель: рисовать на песке, мы будем то, что вы отгадаете в загадке, а гости будут помогать.

Воспитатель: Слушаем загадку, но ответ не надо говорить, его нужно нарисовать на песке.  Когда вы нарисуете свой ответ, я покажу вам картинку с правильным ответом, и вы сравните, правильно вы ответили или нет.

Воспитатель: На каждую загадку педагог показывает картинку с ответом.

  1. Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит….(солнце)

Воспитатель: Гости помогают и выравнивают песок (потряси поднос с разных сторон, песок равномерно распределится), для следующего рисунка.

 

  1. Пушистая вата,

 Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

 

  1. Зеленый и мягкий ковер от природы

Покрыл нам газоны, сады, огороды. (Трава)

 

Воспитатель: Ребята, все молодцы, постарались! У всех получились интересные картины! А сейчас приглашаю вас на ковер.

В конце нашего занятия предлагаю вам составить рассказ о приметах весны, а помогут нам в этом схемы-картинки, с которыми мы с вами уже знакомы.

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

 

Воспитатель показывает мнемотаблицу, дети смотрят на неё и составляют рассказ.

Рассказ детей.

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.

 

Воспитатель: получился очень красивый рассказ о весне,  молодцы ребята!
 

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы очень порадовали меня и наших гостей.

Воспитатель: Ребята, какие задания вам показались сложными? Какие были для вас простые? Где вам могут пригодиться эти знания? Что на занятии вам понравилось больше всего? Что не понравилось?

Дети: отвечают, делятся впечатлениями.

Воспитатель раздает подарки для детей (медальки в виде солнышка)

Воспитатель: На этом приятном моменте, мы прощаемся с гостями и говорим, «До свидания!»

 Дети: «До свидания»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи проведенный в старшей группе

(5-6 лет) «Кукушечка»

Воспитатель: Древаль Татьяна Игоревна

Тема: «Приметы весны».

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое и художественно-эстетическое (рисование) развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет.  Старшая группа.

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Цель: составление описательного рассказа о весне по средствам мнемотаблицы.

Задачи:                                                                                                                                                          Образовательные:

1.Закрепить представление детей о смене времен года, дать представления об изменениях, происходящих в природе.

2. Учить выявлять простейшие причинно-следственные связи.

3. Учить правильно, согласовывать существительные с местоимениями (мой, моя, мое) в речи.

4. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в коллективном разговоре.

Развивающие:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание.

2.Развивать творческое воображение, фонематический слух, связную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность.

3.Развивать мелкую моторику по средствам рисования на песке.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к нетрадиционным методам рисования.

2.Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

3.Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Предварительная работа:

Проведение бесед о весне, знакомство с признаками весны на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности. Закрепление имеющихся знаний при чтении стихотворений о весне.

Материалы:

 Демонстрационный: образ девушки Весны, картинки с изображением солнца, облаков, травы. Раздаточный: картинки лото для дидактической игры, поднос с песком, салфетка (материал по кол-ву детей), мнемотаблица, медальки в виде солнца.

Ход НОД

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости!

Ребята, я  хочу видеть вас веселыми, жизнерадостными, добрыми. Поэтому для приветствия прочитаю стихотворение:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, солнечный денёк!

Я живу в родном краю

Вас я всех приветствую!

Давайте и мы скажем доброе утро нашим гостям, а что бы у всех было хорошее настроение, подарим всем солнышко.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

Дети: выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко»

Воспитатель: У меня сегодня очень хорошее настроение, я рада вас всех видеть и мне хочется улыбаться. А у вас хорошее настроение?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне и встаньте в круг. (Установление эмоционального контакта).

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

Воспитатель: Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь присаживайтесь пожалуйста на коврик.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Запоминай-ка»

В этой игре вы должны быть очень внимательными и запомнить, как можно больше слов: ручеёк, проталинка, сосульки, скворечник, лужи, подснежник, ласточка.

Дети повторяют запомнившие слова.

Воспитатель: Все очень постарались, молодцы!

Ребята ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

К какому времени года относятся эти слова?

Дети: весна.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

 Воспитатель: Какое время года было до весны?

Дети: зима.

Воспитатель:  Какое время года наступит после весны?

Дети: лето.

Воспитатель: Какое время года будет между зимой и летом?

Дети: весна.

Воспитатель: Как вы думаете, кто у весны главный помощник?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сейчас попробуем отгадать. Послушайте загадку.

Кто живет на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки слепит,

Его очень любят дети.

Дети: солнце.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Молодцы! А сейчас я предлагаю выполнить игровое упражнение «Какой, какая, какое»

я буду называть вам предметы, а вы назовите их признаки. Готовы?

Дети: готовы!

Воспитатель: Солнышко (какое?)

Дети: Солнышко - яркое, теплое, ласковое, лучистое.

Воспитатель: Облака (какие?)

Дети: Облака - белые, легкие, пушистые, красивые

Воспитатель: Травка (какая?)

Дети: Травка - первая, зеленая, нежная, душистая.

Воспитатель: Все ребята молодцы, старались отвечать правильно.

Сейчас,  я предлагаю вам поиграть в весеннее лото, которое называется «Мой, моя, моё, мои»

Дидактическая игра «Мой, моя, моё»

Детям раздаются карточки лото с признаками весны. На каждую карточку воспитатель задает вопрос «Чьё солнышко?», «Чья лужа?» и др.  Дети дают полный ответ на вопрос «Моё солнышко», «Моя лужа» и т.д.  Игра продолжается до полного закрытия карт лото детьми.

Воспитатель: Все ребята молодцы, старались отвечать правильно.

Предлагаю немного отдохнуть и спеть песню о солнышке.

Динамическая пауза «Я рисую солнышко»

Я рисую солнышко, круглое, большое (рисуем в воздухе круг руками)

Я поглажу солнышко ласкова рукою (поглаживание право рукой)

Пусть сияет солнышко, ярко так сияет (Фонарики руками)

Мамочку любимую (руки согнуты в локтях перед собой)

Нежно согревает (поглаживание по предплечью)

Приходи же солнышко (подзывать)

Приходи скорее, нам с тобою солнышко будет веселее (приседание)

Пусть сияет солнышко, ярко так сияет (Фонарики)

Мамочку любимую (руки согнуты перед собой)

Нежно согревает! (поглаживание)

Воспитатель: Ребята мы спели песенку и нарисовали солнышко в воздухе, руками, а чем еще можно рисовать?

Дети перечисляют: карандашом, красками, фломастерами, мелками.

Воспитатель: на чем можно нарисовать?

Дети: На бумаге, на асфальте, на песке

Воспитатель: молодцы! Предлагаю вам пройти к столам и сесть на свои места. Я приготовила для вас сюрприз.

Дети садятся за столы. На столах подносы с песком, накрытые салфеткой. Воспитатель убирает салфетки, создает сюрпризный момент. Приглашает гостей присесть к каждому ребенку в пару.

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами?

Дети: песок.

Правильно, сейчас мы с вами протрем руки салфеткой, что бы песок не прилипал к ладошкам. Давайте познакомимся с песочком, положите ладошки на песок и теперь по очереди каждым пальчиком будем знакомится и считать все вместе.

Динамическая пауза «Счёт до десяти»

Дети считают от 1 до 10 и касаются до песка каждым пальцем рук.

Воспитатель: рисовать на песке, мы будем то, что вы отгадаете в загадке, а гости будут помогать.

Воспитатель: Слушаем загадку, но ответ не надо говорить, его нужно нарисовать на песке.  Когда вы нарисуете свой ответ, я покажу вам картинку с правильным ответом, и вы сравните, правильно вы ответили или нет.

Воспитатель: На каждую загадку педагог показывает картинку с ответом.

  1. Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит….(солнце)

Воспитатель: Гости помогают и выравнивают песок (потряси поднос с разных сторон, песок равномерно распределится), для следующего рисунка.

  1. Пушистая вата,

 Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

  1. Зеленый и мягкий ковер от природы

Покрыл нам газоны, сады, огороды. (Трава)

Воспитатель: Ребята, все молодцы, постарались! У всех получились интересные картины! А сейчас приглашаю вас на ковер.

В конце нашего занятия предлагаю вам составить рассказ о приметах весны, а помогут нам в этом схемы-картинки, с которыми мы с вами уже знакомы.

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель показывает мнемотаблицу, дети смотрят на неё и составляют рассказ.

Рассказ детей.

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.

Воспитатель: получился очень красивый рассказ о весне,  молодцы ребята!

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы очень порадовали меня и наших гостей.

Воспитатель: Ребята, какие задания вам показались сложными? Какие были для вас простые? Где вам могут пригодиться эти знания? Что на занятии вам понравилось больше всего? Что не понравилось?

Дети: отвечают, делятся впечатлениями.

Воспитатель раздает подарки для детей (медальки в виде солнышка)

Воспитатель: На этом приятном моменте, мы прощаемся с гостями и говорим, «До свидания!»

 Дети: «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД По развитию речи во второй младшей группе Тема: «Здравствуй, Весна!» Воспитатель: Шашкова С.Г.

Конспект ОДПо развитию речи во второй младшей группеТема: «Здравствуй, Весна!»...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Путешествие на летучем корабле»

Конспект НОД по развитию речи Цели: Обучающие -познакомить детей с ударением, учить слышать и выделять ударный слог, -закреплять умение определять место звуков А, О,У,Э,Ы в словах, -закреплять у...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Здравствуй, весна!»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.Тема: «Здравствуй, весна!»Цели:- развивать способность слушать понимать рассказ взрослого о весне; сосредотачива...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Здравствуй, весна!»

Цели:- развивать способность слушать  понимать рассказ взрослого о весне; сосредотачиваться при рассматривании картин;- слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение;- отвечать на вопросы по со...