Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других формах образовательной деятельности  (в игровой  и художественной деятельности); в повседневной  жизни.

  Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

    Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась этой темой и решила глубже выяснить, как использование игровых технологий помогает ребенку младшего дошкольного возраста для развития речи.

     На первый взгляд, игровая деятельность дошкольников довольно избитая тема, изученная вдоль и поперек. Но я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.

Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Одним из самых доступных средств развития речи ребенка  является артикуляционная гимнастика.

Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звуков речи.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо взрослого.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движения. Надо показывать ребенку его достижения, вовремя подбодрить.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для красочного и забавного оформления игры - занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, презентации.

Рыбка

Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает.

(Дети широко открывают и закрывают рот)

Добрый тигренок

Наш тигренок не кусается,

Нам тигренок улыбается.

(Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы)

Слоник

Тянет слоник хоботок,

Так он воду достает.

(Дети вытягивают губы трубочкой)

Киска

Тише, киске нелегко -

Она лакает молоко.

(Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед - назад)

Ежик

А у ежика иголки

Ох как колки! Ох как колки!

(Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки)

Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки. Слайд №9

 Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала,              - дети зевают

Травку сочную сжевала                 - имитируют жевательные движения,

 Да водички поглотала,                 - глотают На кувшинку села,

  Песенку запела:  "Ква-а-а-а!                                - произносят звуки отрывисто и громко Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!  Жизнь у Кваки хороша!

Для того чтобы у ребенка правильно развивалась речь его надо учить правильно дышать. Вот некоторые рекомендации:

- воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

-  упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;

- не переусердствуйте, достаточно 3-5 повторений, многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов:

- «Футбол» (из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша). Ребенок дует на «мяч», пытаясь забить «гол». Вата должна оказаться между кубиками.

- «Вертушка» (для этой игры необходима игрушка – вертушка). Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом: «Солнце Маше светит, дует ветерок»                             

- «Снегопад» (сделайте снежинки из ваты - рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее: «Летит снежок, летит снежок, легкий, как пушок».

- «Листопад» (вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья: дубовые, кленовые, березовые; можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони:

«Листики, листочки, падают на кочки, а под кочкой спят ежи,                                                              листик, листик, - не шурши».

 

Станция « Звуковая»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей. Не надо требовать от ребенка произносить звук, которого не должно быть еще в этом возрастном периоде.

Нарушения свистящих, шипящих, сонорных звуков в этом периоде является физиологической нормой. Смягчения согласных нет.

Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры на звукоподражание.

Как плачет мальчик, у которого болит зуб? (О-о-о!)

-     Заблудились мы в лесу, покричим: «Ау! Ау!»

-     Как папа стучит молотком? (Тук-тук)

-     Речевая игра «Вьюга» (картинка, на которой  нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»;  по  сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга  заканчивается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

-     Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины.  Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. К 4 годам словарь ребенка достигает 1,5 тысячи слов. Это самый благоприятный период развития словаря. В его словаре присутствуют все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия), кроме причастий и деепричастий. Это возраст «почемучек».

Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:

-  поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

Давайте для примера вместе подберем эпитеты (слова-признаки) к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

o   Давайте отгадаем, о ком я загадала загадку (дети отгадывают по картинкам):

Лохматый, косолапый, бурый …

Маленькая, быстрая, рыжая …

Крупная, рогатая, добрая …

Полосатый, хищный, злой …

Огромный, добрый, толстый …

o   - Давайте подберем слова-действия «Кто как голос подает?»:

овца (блеет), индюк (болбочет или лопочет), лиса (тявкает), еж (фыркает), сорока (стрекочет).

Подсказывайте ребёнку правильную форму слова: ребенок говорит «деревы» – вместо «деревья», «пени» вместо «пни», «солдатов» вместо «солдат».

Помогайте детям употреблять предлоги В, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО.

Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

 Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

4. Учит ритмичности речи. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. Развивает память. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

тобы   правильно  развивать  речь ребёнка,  нужно  придерживаться  некоторых  советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком,   но языком простым; главное  –  говорить медленно,  ясно  и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...