Развитие речи детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Марущак Лариса Александровна

 «Развитие речи и языка должно

лежать в основе всей системы

образования, начиная с детского

сада»

Е.И. Тихеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.a.marushchak_rechevoe_razvitie.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Марущак, воспитатель, МБДОУ «Ашкаульский детский сад»

                «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов»

 «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий»

 «Развитие речи и языка должно

лежать в основе всей системы

образования, начиная с детского

сада»

Е.И. Тихеева

   Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка. Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

   В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. 

    Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе.

   Свою работу я начала с изучения педагогической литературы по данной теме. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что планомерное систематическое использование инновационных технологий является

эффективным средством развития речи.

При организации работы в

педагогической практике необходимо

соблюдение следующих условий:

1 Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности.

2 «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е.И. Тихеева.

Реализацию ведущей идеи опыта начала с

предметно-развивающей среды в группе. Дидактическое оснащение центра соответствует структуре речевых нарушений

детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический

материал:

 пособия для проведения артикуляционных упражнений (комплексы

упражнений для артикуляции в картинках-таблицах);

 комплексы пальчиковой гимнастики и игры на развитие мелкой моторики

«Фигурная мозаика», «Шнуровки», «Умные прищепки», «Массажные

мячики» и др.);

 оборудование для упражнений на развитие речевого дыхания - в центре

имеются различные тренажёры (мыльные пузыри, воздушные шары,

султанчики и др.);

 аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами, песни (дети слышат грамотную речь – как результат формирование культуры устного общения);

 дидактический материал – плакаты («Овощи и фрукты», «Соберигардероб»,

«Буквы»),

мнемотаблицы,

алгоритмы наборы картинок («Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и

составь рассказ» и др.), для работы по развитию связной речи,

заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию

произведений художественной литературы,

3игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического

строя («Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Времена

года»);

 игры, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;

 подборка игр с буквами и слогами («Занимательная азбука», «Азбука –

лото»),

 разнообразные дидактические и настольно-печатные игры («Профессии»

- учить рассказывать о профессиях, «Любимые сказки» - цель: учить по

серии карточек рассказывать сказку, «Герои русских сказок»- цель: учить

пересказывать сказки);

 альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

  В своей работе я использую инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста, которые как я считаю являются наиболее эффективными.

Мнемотехника.

Мнемотехника  – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку : Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

     По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

    Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

   Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

  Пушкин, при написании своих произведений использовал изображения. Мысленные или действительные. Очень часто он сначала рисовал в своих рукописях рисунки, а потом описывал в прозе или стихах изображенное.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом  мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. Изображение, которое нарисовано   мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.  Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало. 

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, наблюдается повышение уровня развития речи детей.

Технология метода  Джанни Родари

     В настоящее время актуальным становится вопрос о необходимости развития понятной, связной речи у детей дошкольного возраста. И чтобы увидеть проблему, даже не обязательно заниматься научной деятельностью и проводить какие-то сложные исследования. Дело в том, что в связи с широким распространением не только телевизионных передач, но и мобильных гаджетов, многие родители стали меньше времени уделять общению со своим ребёнком, стараясь освободить своё время, пока ребёнок занят играми. Это, соответственно, являет собою «молчаливый» образ жизни у ребёнка в то время, когда ему необходимо общаться. Одной из таких технологий смело можно назвать  методы Джанни Родари.

   Джанни  Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления. «Идея, лежащая в основе «Грамматики фантазии», проста: она сводится к тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все. Советский психолог Л.С. Выготский сказал это на сорок лет раньше меня, так что никакой Америки я не открыл… Но дело в том, что идеи прокладывают себе путь очень медленно, и надо неустанно двигать их вперед.»

   Существуют десятки рекомендованных Джанни Родари приемов, которые делают процесс обучения доступным и интересным. Приведем пример некоторых приемов наиболее используемых в  моей работе.

1. Перевирание сказки. Пародия на знакомую сказку. «народные сказки и их обработка – неисчерпаемая кладезь тем. Но почти всегда надо вводить комический персонаж – это всегда очень продуктивно». Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», – начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», – спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». – «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», – сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. 

Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки «Колобок». Фрагмент из кинофильма «Усатый нянь».

   Следующий метод называется «Салат из сказок».

 Салат из сказок – Предлагаю детям подумать и назвать сказки.

В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.

- Предлагаю детям объединить этих трёх персонажей в одну сказку.  Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.

    Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и развивает воображение, память, речь.

Правил для смешивания сказочных персонажей и их приключений — нет. Вы ограничены лишь возможностями собственного воображения, а оно вас обязательно приятно удивит, как только вы вступите в игру переплетения нескольких персонажей и их историй в один сказочный сюжет.

Наш пример сказочного «салата»

Как пример, очень быстро придуманная детьми история:

«Волк пришел съесть козлят, а тут неожиданно вошла Красная шапочка. Она перепутала домик козлят с домиком своей бабушки. И у нее с собой было ружье для самозащиты. Она выстрелила в волка. А потом его посадили в клетку и отправили в зоопарк»

Техника. «А что было потом?». Придумываем продолжение сказок.

    Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Таким образом, систематическая работа по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий» дала положительный результат. Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. 

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 2018г

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. –2016г. – № 3.

6. Войкова С. В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.

7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дошкольное воспитание 2017г. № 6, с.

8. Джанни Родари «Грамматика фантазии», издательство «Прогресс», 1990 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...