Конспект по развитию речи в старшей группе " Посуда".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Алексеевна Михайлова

Конспект по развитию речи в старшей группе " Посуда". Цель: Закреплять представления детей о посуде, ее многообразии и назначении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Посуда»

Цель: Закреплять представления  детей о посуде, ее многообразии и назначении.
Задачи:

1. Закрепить понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
2. Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов –ниц-, -ик-;
3. Упражнять  детей в образовании и употреблении в речи
существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
4. Развивать внимание детей, логическое мышление и связную речь;
5. Воспитывать у детей  эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: демонстрационный материал - посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал - разрезные картинки , д/ игра «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек» с набором предметов посуды, компьютер.

Предварительная работа: Рассматривание предметов посуды, показ презентации «История создания посуды», классификация  предметов посуды по назначению.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Организационный момент.

Воспитатель подзывает детей к себе и обращает их внимание на лежащий на столе мешочек.

-Ребята, посмотрите, что это? (Мешочек) Интересно, что в нем находится? Давайте попробуем узнать, но только предметы мы будем определять на ощупь. Каждый из вас опустит руку в мешочек и определит один предмет. Как вы догадались об этом, что вам помогло отгадать предмет?

Игра «Волшебный мешочек»

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол. Остальные дети сидят на пуфиках.

1-й ребенок: у меня чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Вы все угадали предметы. А теперь подумайте, как можно назвать эти предметы одним словом.

 

Игра «Собери целое».

Ребята, помогите мне, пожалуйста, я хотела принести вамкартинки с посудой, но у меня все упало,рассыпалось и перепуталось.

Дети собирают за столами  из частей – целое и называют свои предметы посуды, описываю их.

Что это?

Какого цвета?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Для чего предназначена?

(Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.)

Физкультминутка. А теперь давайте разомнемся, представим, что мы чайный сервиз.

Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.        Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.        Приседают, одна рука на поясе.

А фарфоровые блюдца,

Только, стукни-разобьются.        Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки        Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.         Делают большой круг.

Упражнение «В магазине»

Воспитатель:сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки.

На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – столовую посуду, а на нижнюю полку – кухонную посуду Воспитатель вызывает желающих детей.

-Кто выставит чайную посуду?

Воспитатель: Для чего нужна чайная посуда? (Чайник, чашка, блюдце, сахарница.)

-Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда.

Воспитатель:- Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?(тарелки, супница, столовые приборы) 

- Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Воспитатель:- А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?(кастрюли, сковородка Чайник)

-Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. 

Остальные дети оценивают, правильно ли выполнено задание.

- Воспитатель:  Посмотрите какая в нашем магазине красивая посуда, а кто мне скажет, как нужно за ней ухаживать, чтобы она оставалась всегда такой эстетичной и чистой? ( ответы детей с опорой на мнемотаблицу)

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

Игра «День – ночь»

- Воспитатель:  А сейчас, мы посмотрим, на сколько вы внимательные.

 Детям предлагается запомнить ряд из 4-5 предметов  посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и находят изменения в расположении предметов, которые произвел воспитатель. Игра проводится с разными наборами посуды несколько раз.

Что в чем подадим?» (игра с мячом)

- Воспитатель: Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда, давайте вспомним ее название. Дети встают на ковре в круг

-Фрукты подадим в(фруктовнице)

-Во что насыпают сахар? (в сахарницу).

- А во что кладут конфеты? (в конфетницу).

- Суп на стол мы поставим (в супнице).

 -А селедку? (в селедочнице).

-А соль? (в солонке)

-Хлеб подадим в (хлебнице)

-Масло поставим в (масленке)

-Салат положим в (салатник)

Игра «Четвертый лишний» использование компьютера

 Дети определяют лишний предмет по: материалу,  назначению. Высказывают и обосновывают свой ответ.

 Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю фразу, а вы, говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик острый – ножик тупой

Чайник горячий – Чайник холодный

- ВоспитательА сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.

Дети сидят на пуфиках.

Разведчица.

К маме подошла Наташа и спросила:

- Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

- Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

- А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

-Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

- Была ли разбита чашка? Почему?

- Правильно ли поступил Вова?

- А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

Правильно, всегда нужно быть честным, и я рада, что вы это понимаете.А у вашей мамы есть любимаячашка? Давайте в свободное время вы  ее нарисуете, и расскажите намо ней,

-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались,  справились со всеми заданиями и очень меня порадовали. А что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Посуда»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшой группе «Посуда»

Занятие направленно на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством расширения и уточнения представлений о предметном мире (о посуде), с использованием опорных схем  Т.А....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...