Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya_gruppa_2.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 на тему «Сказки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

-упражнять в словообразовании и словоизменении;

- формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;

Развивающие задачи:

- развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук и движений;

-воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Предварительная работа:

Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок детям, обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам.

Материалы: Картинки русские народные сказки, музыкальная заставка в «гостях у сказки», мнематаблицы, сюжетно-ролевые игрушки, волшебный конверт с посланием.

Ход деятельности

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Воспитатель: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите, отгадав мою загадку:

«Там волшебство, там чудеса,

Бывает бабушка Яга

Герои действуют умно,

И дружба побеждает зло!»

Воспитатель: Так о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О сказках.

Воспитатель: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: А отправимся мы с вами на ковре-самолете.

Присаживайтесь, пожалуйста, ковер. А какие нужно сказать слова, что б наш ковер-самолет полетел?

Дети: сказать волшебные слова (ответы детей)

Воспитатель: Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: и я люблю.

Воспитатель: - А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?

Дети: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.

Воспитатель: А какие жанры сказок вы знаете?

Дети: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»

Воспитатель: Кто придумывает сказки?

Дети: автор, народ.

Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: - А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы много сказок знаете?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.

Сказочные загадки:

  1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок.

Дети: («Теремок»)

  1. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки, в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать …

Дети: («Маша и медведь»)

  1. Ни в каком далеком царстве, тридевятом государстве – дело было на Руси… стариков про то спроси. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом Баба птицу ту любила, ее зернами кормила.

Дети: («Курочка Ряба»)

  1. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел.

Дети: («Волк и 7 козлят)

  1. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился.

Дети: («Колобок»)

  1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать?

Дети: («Заюшкина избушка» – петух)

  1. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка?

Дети: («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  1. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю?

Дети: («По щучьему велению»)

  1. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли?

Дети: («Репка»)

10. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Дети: (Три медведя)

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей)

Воспитатель: - А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)

Воспитатель: - А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).

Игра: “Забавные медведи”

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки?

Дети: жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве.

Воспитатель: Да самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки

Дети: Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было

Воспитатель: Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.

А что самое интересное в сказках

Дети: чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил

Воспитатель: А что в сказке побеждает всегда?

Дети: добро побеждает зло.

Воспитатель: И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка : «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Воспитатель: Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?

Дети: Добрые и злые.

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.

Физкультминутка:

Скачут, скачут во лесочку

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_

Прыг-скок, прыг-скок

Встал зайченок на пенек

(Прыжки вперед-назад)

Всех построил на зарядку,

Стал показывать зарядку

Раз! Шагают все на месте

Два! Руками машут вместе

Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали

На четыре потянулись

Пять! Прогнулись и нагнулись

Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.

Играет музыка, появляется сказочный ларец.

Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец

Что за чудо из чудес

Здесь стоит большой ларец

В нем предметы не простые

А волшебные, какие!

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим что там?

Дети: В ларце сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?

Играет музыка и включается проектор

Воспитатель: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот и книга, про которую говорила бабушка Сказочница, ой, что это выпало: какие-то разрезные картинки, наверно надо их собрать и узнаем какую сказку надо сочинить.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. И чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.

Воспитатель: Давайте вспомним, как сочиняют сказки.

Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника : «Жили-были заяц с зайчихой, и родился у них зайчонок. Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Родители его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот однажды он ослушался родителей и побежал в лес, заблудился зайчонок…»

Кого мог встретить зайчонок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?

Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.

Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята вам понравилось наше занятие? А понравилось быть сказочниками и придумывать сказку. Мне было приятно слушать вашу сказку. Спасибо ребята, что не отказались помочь б. Сказочнице. Книгу сказок оставим у себя.

- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?

- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий

использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема « Cочиняем сказку ».

Учить детей придумывать и перессказывать сказку , последовательно,эмоционально  и логично. говорить сложными предложениями с определениями и однородными членами. Совершенствовать навыки диалога. ...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...