Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_starshaya_gruppa_2.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
на тему «Сказки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
-упражнять в словообразовании и словоизменении;
- формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;
Развивающие задачи:
- развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук и движений;
-воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок детям, обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам.
Материалы: Картинки русские народные сказки, музыкальная заставка в «гостях у сказки», мнематаблицы, сюжетно-ролевые игрушки, волшебный конверт с посланием.
Ход деятельности
1. Организационный момент. Звучит музыка.
Воспитатель: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите, отгадав мою загадку:
«Там волшебство, там чудеса,
Бывает бабушка Яга
Герои действуют умно,
И дружба побеждает зло!»
Воспитатель: Так о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О сказках.
Воспитатель: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
Воспитатель: - Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: А отправимся мы с вами на ковре-самолете.
Присаживайтесь, пожалуйста, ковер. А какие нужно сказать слова, что б наш ковер-самолет полетел?
Дети: сказать волшебные слова (ответы детей)
Воспитатель: Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: и я люблю.
Воспитатель: - А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?
Дети: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.
Воспитатель: А какие жанры сказок вы знаете?
Дети: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»
Воспитатель: Кто придумывает сказки?
Дети: автор, народ.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: - А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы много сказок знаете?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.
Сказочные загадки:
- Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок.
Дети: («Теремок»)
- Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки, в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать …
Дети: («Маша и медведь»)
- Ни в каком далеком царстве, тридевятом государстве – дело было на Руси… стариков про то спроси. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом Баба птицу ту любила, ее зернами кормила.
Дети: («Курочка Ряба»)
- Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел.
Дети: («Волк и 7 козлят)
- Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился.
Дети: («Колобок»)
- Кто помог зайцу лису из избушки выгнать?
Дети: («Заюшкина избушка» – петух)
- Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка?
Дети: («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю?
Дети: («По щучьему велению»)
- В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли?
Дети: («Репка»)
10. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Дети: (Три медведя)
Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей)
Воспитатель: - А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
Воспитатель: - А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки?
Дети: жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве.
Воспитатель: Да самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки
Дети: Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было
Воспитатель: Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.
А что самое интересное в сказках
Дети: чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил
Воспитатель: А что в сказке побеждает всегда?
Дети: добро побеждает зло.
Воспитатель: И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка : «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Воспитатель: Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?
Дети: Добрые и злые.
Воспитатель: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.
Физкультминутка:
Скачут, скачут во лесочку
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайченок на пенек
(Прыжки вперед-назад)
Всех построил на зарядку,
Стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе
Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали
На четыре потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись
Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.
Играет музыка, появляется сказочный ларец.
Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец
Что за чудо из чудес
Здесь стоит большой ларец
В нем предметы не простые
А волшебные, какие!
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим что там?
Дети: В ларце сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?
Играет музыка и включается проектор
Воспитатель: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот и книга, про которую говорила бабушка Сказочница, ой, что это выпало: какие-то разрезные картинки, наверно надо их собрать и узнаем какую сказку надо сочинить.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. И чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.
Воспитатель: Давайте вспомним, как сочиняют сказки.
Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника : «Жили-были заяц с зайчихой, и родился у них зайчонок. Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Родители его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот однажды он ослушался родителей и побежал в лес, заблудился зайчонок…»
Кого мог встретить зайчонок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?
Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.
Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята вам понравилось наше занятие? А понравилось быть сказочниками и придумывать сказку. Мне было приятно слушать вашу сказку. Спасибо ребята, что не отказались помочь б. Сказочнице. Книгу сказок оставим у себя.
- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей» с использованием игровых технологий
через игровые технологии детей знакомят со сказкой...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема « Cочиняем сказку ».
Учить детей придумывать и перессказывать сказку , последовательно,эмоционально и логично. говорить сложными предложениями с определениями и однородными членами. Совершенствовать навыки диалога. ...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...