Конспект по развитию речи "Увлекательное путешествие в зимнее царство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Программное содержание:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
способствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, особенностях жизни людей зимой
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе,
развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о ее видах (проза и поэзия), о многообразии жанров
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pute_v_zim_tsarstvo.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"Увлекательное путешествие в зимнее царство"

Программное содержание:

развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей

способствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения

обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, особенностях жизни людей зимой

развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе,

развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о ее видах (проза и поэзия), о многообразии жанров

способствовать развитию понимания литературного текста, в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста

уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно- следственные связи

развивать мышление, умение анализировать и сравнивать

воспитывать интерес к живой природе

Предварительная работа:

чтение стихов о зиме

загадывание и разгадывание загадок о зиме

рассматривание картин с зимними пейзажами

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук; снежинки (вырезанные из салфеток по количеству детей; аудиозаписи: П.И. Чайковский цикл "Времена года. Декабрь", музыка с бубенцами; бейджики с картинками; конверты с картинками "Четыре времени года"; небольшие картинки с их особыми приметами; картинки со следами животных; для опытов: веточки, искусственный снег, вода; корзина полная снежков; снежинки настроения.

Ход ситуации

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе

В о с п и т а т е л ь: Здравствуйте дети! Я приготовила загадку для вас, но не обычную, а музыкальную. Давайте попытаемся ее вместе разгадать.

Звучит музыка, педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя

Музыка затихает, дети открывают глаза, педагог начинает сними беседу

В о с п и т а т е л ь: ребята о чем рассказала вам музыка?

Д е т и : о зиме

В о с п и т а т е л ь: Что вы представляли себе когда слушали музыку?

Д е т и : Представляли себе как холодно зимой, дует сильный ветер, вьюга не дает идти.

В о с п и т а т е л ь: Какое время года спряталось в эту необычную загадку?

Д е т и : Зима.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

Д е т и : О зиме.

В о с п и т а т е л ь: Верно. Я приготовила для вас интересную игру но налетел сильный ветер и все картинки перемешал. Чтобы их разобрать нам нужны 4 команды. Для каждой команды приготовлен конверт с заданием: четыре времени года и их особые приметы.

У каждого из вас на бейджике картинка. По ней вы определите за какой стол вам необходимо сесть и к какой команде вы относитесь, их у нас четыре: "Снединка", "Снеговик", "Елка" и "Елочная игрушка". Найдите свой стол, команда должна собраться очень быстро, а точнее пока я считаю 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Пока педагог считает дети по картинкам на бейджиках находят свои места. Объясняется задание

В о с п и т а т е л ь: У вас на столах конверты с изображением 4 времен года, а также небольшие картинки с их особыми приметами. Вам нужно разложить картинки с приметами на соответствующие картинки времен года.

приметами зимы нет. Возникает затруднение.

В о с п и т а т е л ь: Ветер унес картинки с приметами зимы. Как быть? Может случиться большое несчастье, зима может обидеться и покинуть нас навсегда. Надо исправить эту ошибку. Хотите?

Д е т и : Да, хотим.

В о с п и т а т е л ь: Тогда за дело! давайте поищем недостающие картинки около столов. Посмотрите, ребята, конверт лежит на полу, видно, кто то его обронил. Давайте подберем и прочтем, что на нем написано, кому оно адресовано.

Педагог зачитывает адрес на конверте "Детский сад "Солнышко" детям старшей группы". Затем начинает читать письмо "Дорогие ребята, приглашаю вас в увлекательное путешествие в зимнее царство. Всеми любимая вами Зимушка- зима".

В о с п и т а т е л ь: Как кстати это приглашение, может в зимнем царстве у Зимушки-зимы мы отыщем недостающие картинки.На чем мы отправимся в это увлекательное путешествие?

Д е т и : На лыжах, санях.

В о с п и т а т е л ь: И тут о нас позаботилась Зимушка- зима

Педагог подводит детей к столу, где на листе ватмана точками нанесен какой-то рисунок. Взрослый предлагает детям последовательно соединить точки карандашом. дети выполняют задание- на бумаге получается изображение санок.

В о с п и т а т е л ь: Что у нас получилось?

Д е т и : Сани.

В о с п и т а т е л ь:Чтобы наши сани сдвинулись с места, им что необходимо?

Д е т и : Снег.

Возможно дети не сразу дадут правильный ответ, тогда можно будет загадать загадку.

Я как песчинка мал,

Но землю укрываю

Я создан из воды,

Но с неба я летаю

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах

Дошкольники отгадывают загадку, педагог подтверждает правильность отгадки чтением отрывка из стихотворения Г.Соренковой "Снег кругом"

Снег кругом, снег вокруг!

Снег покрыл дороги вдруг.

Шапки белые надели

Все дома, а в парке-ели.

В шубы нарядились,

Снегом все укрылись

В о с п и т а т е л ь: Почему сани по снегу скользят легко, кто знает?

Д е т и : Снег скользкий, гладкий.

В о с п и т а т е л ь: Из чего состоит снег?

Д е т и : Из множества снежинок.

В о с п и т а т е л ь: А какие они- снежинки?

Д е т и : Очень маленькие, белые, лучистые, холодные пушистые,

В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется явление, когда падает снег?

Д е т и : Снегопад.

В о с п и т а т е л ь: А когда снег бывает с сильным ветром?

Д е т и : Метель, буран, пурга.

В о с п и т а т е л ь: Давайте заметем нашу дорогу снегом? Возьмите снежинки в руки, вдохните носом поглубже и дуньте на них посильнее.

Дети берут снежинки и дуют на них. Снежинки медленно падают на пол. Педагог предлагает несколько раз повторить это упражнение на дыхание. В о с п и т а т е л ь: дети, а снег это примета какого времени года ?

Д е т и : Снег-это примета зимы.

В о с п и т а т е л ь: Итак снег рассыпан, сан готовы, нам пора в путь- в зимее царство.

Звучит музыка с бубенцами. Дети друг за другом передвигаются мелкими шагами имитируя езду на санях. Музыка стихает, дети останавливаются.

В о с п и т а т е л ь:Мы попали в зимний лес. послушайте, какая тишина.

Педагог читает стихотворение С. Есенина

Заколдован неведимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

В о с п и т а т е л ь: Что происходит в лесу зимой? Почему так тихо?

Д е т и : По тому что лес спит, от холода все животные и птицы попрятались в свои жилища.

В о с п и т а т е л ь: Дети, а какие птицы остаются зимовать? Назвать из помогут мои загадки.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Д е т и : Синица

В о с п и т а т е л ь:

Вот птичка, так птичка!

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Д е т и : Клест

В о с п и т а т е л ь:

Птички- невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок.

Д е т и : Воробей

В о с п и т а т е л ь:

Днем спит,

Ночью летает-

Прохожих пугает.

Д е т и : Филин

В о с п и т а т е л ь:

Трещала с самого утра:

"По-р-ра! Пор-р-ра!

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит .......

Д е т и : Сорока

В о с п и т а т е л ь:

Всю ночь летает-

Мышей добывает,

А станет светло-

Спать летит в дупло.

Д е т и : Сова

В о с п и т а т е л ь:

Все время стучит-

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

Д е т и : Дятел

В о с п и т а т е л ь:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Д е т и : Снегирь

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а появление снегирей - это примета какого времени года?

Д е т и : Это примета зимы.

В о с п и т а т е л ь: Давайте внимательно посмотрим, что еще интересного в лесу? Обратите внимание на слегу много следов, давайте определим кому они принадлежат?

Педагог предлагает рассмотреть картинку со следами животных(зайца, белки, волка, лося) и изображения животных. Взрослый объясняет задание- каждому зверю подобрать свои следы. Дети выполняют задание и обнаруживают, что есть лишние картинки с изображениями медведя и ежа, а следов этих животных нет.

В о с п и т а т е л ь: Почему следов этих животных мы не видим на снегу?

Д е т и : По тому что эти животные зимой впадают в спячку.

В о с п и т а т е л ь: А почему эти животные впадают в спячку?

Д е т и : Зимой для них нет пищи.

В о с п и т а т е л ь: (берет картинку с изображением спящего медведя. Ребята, в какое время года медведь впадает в спячку?

Д е т и : Поздней осенью.

В о с п и т а т е л ь: Правильно. Отправляемся дальше в путешествие.

Звучит музыка с бубенцами. Дети друг за другом передвигаются мелкими шагами имитируя езду на санях. Музыка стихает, дети останавливаются.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, посмотрите на деревья в зимнем лесу. Как они выглядят?

Д е т и : Деревья сбросили листву, засыпаны снегом.

Воспитатель читает строки стихотворения С. Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

В о с п и т а т е л ь: Что это за серебро на ветвях деревьев? Вы правильно ответите на этот вопрос если отгадаете загадку:

Не колючий темно- синий

На кустах развешан....

Д е т и : Иней

В о с п и т а т е л ь: А как появляется иней на деревьях? Чтобы ответить на этот вопрос правильно давайте проведем небольшой эксперимент. Только в группе нам снег заменит искусственный снег или соль, она такая же белая, состоит из кристалликов, как настоящий снег, только в тепле не тает.

Дети вместе с педагогом подходят к столам, на которых лежат веточки, вода и соль. 

В о с п и т а т е л ь: Возьмите веточки и окуните их в искусственный снег (соль). Что-нибудь произошло?

Д е т и : Ничего, снег осыпался.

В о с п и т а т е л ь: А теперь окуните снег в воду, затем в сухой снег, что мы видим?

Д е т и : Снег прилип к веточкам.

В о с п и т а т е л ь: Так появляется настоящий иней на деревьях. А откуда появляется вода на ветках деревьев?

Д е т и : Вода остается после дождя.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, иней- примет какого времени года?

Д е т и : Примета зимы

Звучит музыка с бубенцами. Дети друг за другом передвигаются мелкими шагами имитируя езду на санях. Музыка стихает, дети останавливаются.

В о с п и т а т е л ь: Смотрите стоит корзина полная снежков, как вы думаете для чего Зимушка зима нам ее приготовила?

Педагог выслушивает предложения детей.

В о с п и т а т е л ь:( уточняет) Зимушка- зима предлагает нам поиграть

Игра "Снежки" дети делятся на две команды, а снежки рассыпаются на полу. По сигналу воспитателя "Снежки" дети начинают их собирать. Побеждает та команда, у которой после сигнала воспитателя "Стоп" будет больше снежков.

В о с п и т а т е л ь: Хорошо повеселились, позабавились! а какие забавы со снегом вы знаете?

Д е т и : Из снега можно лепить снеговика.

В о с п и т а т е л ь: Снеговик- примета какого времени года?

Д е т и : Это примета зимы.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, в сегодняшнем путешествии мы отыскали много примет зимы. Назовите их.

Дети рассказывают приметы зимы. После этого появляется замок зимушки зимы, а после и сама хозяйка. Она говорит: "Я рада приветствовать вас у себя в гостях. все путешествие я за вами наблюдала и очень рада вашим успехам. за ваши старания дарю вам "снежинки настроения" ".

В о с п и т а т е л ь: Ребята, выберите снежинку с изображением того настроения, которое осталось у вас после сегодняшнего путешествия.

Дети показывают снежинки хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Путешествие в зимнее царство"

Примерные рекомендации родителям, о том, как можно провести прогулку с ребёнком в зимний период.Интересных и познавательных Вам прогулок!...

Конспект НОД "Путешествие в зимнее царство Снежной Королевы"

Повышение познавательной активности дошкольников через  решение проблемных ситуаций....

Конспект НОД по ОО "Физическое развитие" "Путешествие в зимнее царство"

Данный коспект можно использовать как НОД и как спортивное развлечение...

Конспект ООД Развитие речи "Путешествие в зимний лес"

Конспект ООД Развитие речиТема: Путешествие в зимний лес (рассматривание игрушек)Цель: Называет зимующих животных и их поведение зимой (меняют шубку, охотятся)Отчетливо, произносит слова и короткие фр...