Закономерности развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте
статья по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 6.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Закономерности развития диалогической речи
в старшем дошкольном возрасте
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи.
Для ребенка диалог – основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.
В дошкольном возрасте дети овладевают, первоначально, диалогической речью. Диалогическая речь обладает своими особенностями, которые проявляются в употреблении языковых средств, возможных в разговорной речи.
У детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог достигает достаточно высокой степени. Формируется способность принимать участие в беседе, с интересом слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Участвуя в диалоге, дети проявляют умения подавать уместные реплики, в зависимости от характера вопроса давать краткий или развернутый ответ.
Они более оживленно принимают участие в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, в достаточной степени аргументируют свою точку зрения, убеждают и исправляют ответ товарища, высказывают суждения и умозаключения. Демонстрируют умение правильно формулировать вопросы. Время разговора значительно увеличилось за счет выросшего багажа знаний и высокого познавательного интереса.
Между тем во время игровой и других видах самостоятельной деятельности речевая активность детей заметно снижается. В речи детей преобладают простые по своей структуре выражения. Самостоятельные высказывания имеют форму просьб, указаний и распоряжений. Причину этого можно объяснить переходом внешней речи во внутреннюю.
В речевом развитии дошкольников именно диалог со сверстниками обладает особым значением. Только в общении друг с другом они чувствуют
себя по-настоящему раскованными, свободными и равными. В диалоге со сверстником максимально приходится ориентироваться на индивидуальные особенности товарища, принимать во внимание его возможности вследствие чего произвольно выстраивать свое высказывание, применяя контекстную речь.
В разговоре со сверстниками рождается содержание, которым индивидуально не обладает ни один из партнеров, оно появляется лишь во взаимодействии. Именно в диалоге они учатся самоконтролю, самодеятельности, самоорганизации.
Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А.В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрасте испытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью. Диалоги старших дошкольников имеют более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста, однако они еще малосодержательны [6].
Под воздействием развивающейся мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей. Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального анализа их.
У детей продолжает активно формироваться культура общения. Они учатся называть взрослых на «вы» и по имени отчеству, называть детей ласковыми именами, во время разговора смотреть в глаза собеседнику, не опускать голову, разговаривать спокойно, не повышая голос, не перебивать и не вмешиваться в разговор взрослых; быть вежливыми и приветливыми без навязчивости.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разнообразные формулы речевого этикета, употребляют их без напоминания.
Они демонстрируют умение вступать в речевое общение различными способами:
– сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.;
– задавать вопросы;
– мотивировать собеседника к общей деятельности.
Формируется умение разумно и уместно использовать интонацию, мимику, жесты.
У старших дошкольников, значительно повышается уровень инициативности в общении, появление взрослых не остается незамеченным и применяется ими для получения интересной и полезной для себя информации.
Общение в этом возрасте становиться средством освоения норм поведения, способом познания своего внутреннего мира, способом определения настроения и эмоционального состояния ребенка. Попытки сделать свою речь более выразительной объясняются стремлением детей привлечь к себе внимание. Они осваивают новые средства выразительности – сравнение, метафору, эпитет.
В процессе диалогического общения ребенок использует все части речи, совершенствуется грамматический строй языка, обогащается словарь, развивается фонематический слух. По мнению Л.П. Якубинского, диалог, не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно [8].
В процессе освоения диалогической речи у детей активно развивается и монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать знакомые произведения составлять рассказы или рассказывать о событиях. Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.
В развитии диалогической речи старших дошкольников можно выделить следующие особенности:
– речь, приобретает внеситуативный характер, становится универсальным средством общения;
– возрастает выразительность речи;
– дошкольник учится последовательно и связно формулировать собственные мысли, рассуждения становятся способом решения интеллектуальных задач, а речь средством познания и орудием мышления;
– речь становится особой деятельностью, у которой есть свои виды: рассказы, рассуждения, беседы и слушание.
Делая выводы можно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как слышат ее в повседневном общении.
Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога, к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений:
– они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.);
– беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;
– говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;
– владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;
– используют мимику и жесты;
– проявляют умение общаться в коллективе, в паре.
Речь дошкольников становится более выразительной и грамотной. Участвуя в диалоге, дети используют все части речи.
Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-523074-1415649532.jpg)
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-732293-1587899190.jpg)
«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-519730-1428155211.jpg)
Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-1058793-1538835160.jpg)
Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-570366-1422337947.jpg)
Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1146271-1558885347.jpg)
Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...