Мастер-класс по обучению детей творческому рассказыванию
методическая разработка по развитию речи

Кравченко Юлия Васильевна

Мастер-класс для педагогов по обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс ТРИЗ18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: распространение педагогического опыта по применению ТРИЗ-технологии с целью создания условий для овладения дошкольниками современной методологией коммуникативного творчества для дальнейшего использования ее в различных видах детской деятельности.

-Коллеги, разрешите представиться: Кравченко Юлия Васильевна, а начать предлагаю с небольшой игры. Ваша задача внимательно слушать и отвечать лишь «да» или «нет».

Здравствуйте, гости званые,

Вы сегодня ночью спали ли?

Гостьюшки, мои желанные

Утром встали, о ФГОСах точно вспоминали?

Много гостей, много и новостей

На мастер-класс не  опоздали?

А чтоб мастер-класс был веселей

Ручки и листочки взяли?

Вы хотите поиграть?

Что-то новое узнать?

 Подскажите, верно ль это?

Любят дети сочинять?

Технологию знакомую

Будем с вами вспоминать.

А сейчас вам предлагаю

С домом ель нарисовать.

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ-технологии. И сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс по применению данной технологии  с целью овладения дошкольниками современной методологией коммуникативного творчества.

Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информационных технологий, и уже не представляем свою жизнь без компьютеров, мобильной связи, интернета и т. П. Информационные технологии дают нам все больше возможностей, но и многого требуют от нас: быстро ориентироваться, обучаться.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Использование элементов ТРИЗ технологии позволяет избежать этого, предлагая вместо готового образца лишь способ преобразования слов, составления загадок, творческих рассказов и т.п.. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Для начала обратимся к рисункам, которые вы нарисовали. Покажите свой рисунок соседу, у соседа посмотрите. Сравните изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? В большинстве случаев домики похожи, ели тоже. Это наглядный пример психологической инерции. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой. -А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного, дворца сказочного, шалаша, юрты и т.д. Все дело в том, что это в нас срабатывает психологическая инерция, то есть человек идет по стандартному, наиболее привычному пути. Вы, наверняка, замечали, что даже дети уже в детском саду одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю?».

-Поднимите руки, те, кто с этим встречается в практике своей работы?  Через специальные игры и упражнения ТРИЗ-педагогики дети научатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать. Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и постарайтесь её решить.

УПРАЖНЕНИЕ: на столе сидит паук, по столу бьют молотком, но паук не уползает. Почему? Ваша задача уходить от однозначных, предсказуемых ответов.

Паук игрушечный.

Стол другой.

Паук нарисованный.

Паук дохлый.

Молоток воображаемый.

Паук затаился.

Паук-попрыгунчик.

Паук обедает.

Паук плетёт паутину.

Паук приклеился, прилип.

Паук в ёмкости.

Паук сам стучит.

С помощью этого упражнения мы сейчас с вами учились нестандартно творчески мыслить, развивать дивергентное мышление.

Одно из направлений ТРИЗ-технологии, реализуемое мной: словотворчество. Предлагаю вам поучаствовать  в игре "Дразнилка", развивая свои творческие способности в составлении новых слов. Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

В: Кошка.

Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

В: Пылесос.

Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище.

В: Кинотеатр.

Д: Смотрилище, показывалка.

В: Знаки дорожные.

Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

В: Мяч.

Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

В: Снег.

Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

В: Когда он может быть укрывалкой?

Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.

В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?

Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?

Д: Испарялочка, исчезалка…

Следующее направление ТРИЗ-технологии: составление сравнений, загадок, метафор. Для работы в данном направлении активно использую пособие «Загадки от солнца». Мы с детьми обговорили обозначения каждого предмета, изображенного на рисунке: пирамидка обозначает цвет, мяч – форма, вертолет – действие, гриб – размер, арбуз на дольки – части, вопрос – вкус, запах, состояние.

 Также загадки с детьми я составляю по моделям:

Модель 1. Загадки по признакам (Какой? Что такое же?)

Модель 2. Загадки по действиям (Что делает? Что делает то же действие?)

Модель 3. Загадки по ассоциации (На что похоже? Чем отличается?)

Освоив данные направления, мы без труда переходим к составлению различных видов текстов: рифмованных, сказочного содержания, и т.п.

Вывод: Вашему вниманию в рамках отведенного мне времени была представлена лишь небольшая часть используемой мной ТРИЗ-технологии, которая может лечь в основу вашей работы в направлении формирования творчески активной, нестандартной личности как дошкольников, так и прежде всего педагогов, ведь результат работы в данном направлении прежде всего зависит от компетентности педагога, его способности к решению нестандартных задач. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....