Проект "Книжная страна"
проект по развитию речи (старшая группа)

Цель: Развитие интереса детей к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Книжная страна"32.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

"Книжная страна"   

                                                             Подготовила

                                                              воспитатель старшей группы

                                                                  Бабурова Елена Викторовна

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.

Актуальность проекта:

         В настоящее время компьютер стал занимать все больше места в нашей жизни, и люди стали меньше читать. Очень важно с малых лет пробуждать интерес детей к книгам, к чтению. Взрослые, читая сами, вырабатывают у детей отношение к чтению как к удовольствию. Нужно помочь ребенку стать читателем: ходить в библиотеку, покупать и дарить книги, получать их в качестве подарков, пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. Хорошо, когда дома выделено место для чтения, собираются книги на темы, которые интересуют детей.

              Почему у меня возникла идея проекта «Книга – лучший друг ребят» для детей в старшей группе?

              Я обратила внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто книгу можно было увидеть на полу, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса детей, во время чтения книги.  Один ребёнок спросил: «Кто делает книги?». Затем последовали предположения детей: что их делает продавец в магазине, художники, писатели и пр.  Таким образом, мы решили, как можно больше всего узнать о книге.

Цель:

Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

Задачи:

  • расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;
  • формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
  •  воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;
  • поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
  • развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки;
  • привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:
Первый этап – организационный.
Выбор темы проекта. Определение цели, формулировка задач.

Второй этап - планирование работы. 

Подбор демонстрационного материала, художественной литературы.

Изучение методической литературы.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды по данному проекту.

Подготовка презентаций: «Рождение книги», «Правила обращения с книгой», «Угадай сказку».

Работа с родителями, привлечение родителей к текущему проекту.

Третий этап - реализация проекта (основной).

Вовлечение детей в различные виды деятельности.

Реализация проекта.

Четвёртый  этап - заключительный.

Создание закладок для книг.

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают историю происхождения и изготовления книги, о многообразии книжного мира.

Будут иметь представление о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора.

Научатся правильному обращению с книгой.

Повысится интерес к книге.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Беседа с детьми

«Какие бывают книги?»

Цель: показать детям многообразие книжного мира.

Задачи:

Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите, у нас в группе  много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются.

На столе разложить книги разные по цвету, размеру, толщине книги.

— Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)

— Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки, на каждой странице её  номер.)

Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.

— Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага, мы сейчас проверим.

Раздать детям листы бумаги,  и предложить их порвать, помять и т. д.

— Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.

— Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.

Обложки тоже бывают самые разные.

Рассматривание нескольких обложек.

— Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.

Ставим сборники сказок на одну из полок.

На другую полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений?  В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться.  В рассказе нет чудес и сказочных превращений.

Рассказ можно придумать о чём угодно. Какие рассказы вы знаете?

Кто автор этих рассказов?

А какие произведения будут стоять на третьей полке?  

Конечно, это сборники стихов.

— Ребята, посмотрите, у нас осталась книга-помощница, которая знает ответы на многие вопросы. Это детская энциклопедия. Мы ещё не раз к ней обратимся.

Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».

Цель:

формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие речи, воображения, воспитание любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.

Дети самостоятельно распределяют роли продавца, продавца-кассира, покупателей.

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Откуда приходят книги».

Цель: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как появилась книга и как  преобразовывалась  под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики. Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа:

Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга.

Материал: книги в мягкой и твёрдой обложке; образовательная презентация "Рождение книги".

Ход занятия:

Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!  (книга)

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги?

Ответы детей.

Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Обратить внимание детей на выставку современных книг.

— Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

— Из чего делают книги? (из бумаги).

— Из каких частей состоит книга? (обложка, переплёт, страницы).

— А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).

Показ презентации "Рождение книги". Работа с презентацией.

Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» — гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

Затем с помощью иероглифов (знаки) люди писали на камне, глиняных пластинах острой палочкой, деревянных дощечках, залитых воском, но всё это было очень неудобно. Книги получались огромными. В разных странах писали на том материале, который находился вокруг.

— Как вы думаете, удобно было читать такие книги.

Ответы детей. Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.

На Руси люди писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса, затем сворачивали в свитки. К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века люди узнали, как делать это чудо. В настоящее время бумагу изготавливают из деревьев и макулатуры. Это тоже трудоёмкий процесс, в котором занято много людей и сложное современное оборудование. Появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было  много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

— Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

— А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

Человек придумал печатный станок.  И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

Смотрим процесс изготовления книги с помощью презентации.

— Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить?

 Ответы детей. Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

Готовые книги везут в магазины. Продавец всегда поможет покупателю выбрать нужную книгу. Купленную книгу можно кому-то подарить.

Есть удивительное место, где находится тысячи книг. Это библиотека. Мы, читатели, можем брать там любую книгу, и, прочитав её, возвращать обратно. Выбрать книгу помогает библиотекарь.

Итог занятия:

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания. Теперь вы узнали о том, как появилась книга, как её изготавливают. Чтобы книга дошла до нас с вами, на это затрачивается труд тысячей людей разных профессий.

Беседа" Правила обращения с книгой"

Цель: научить дошкольников бережно, правильно обращаться с книгой.

Ребята! С книгой вы знакомы. Мы встречаемся с книгой каждый день: и в детском саду, и дома. Книги всегда рядом с вами. Это хорошо. О чем бы вы ни захотели узнать – книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги – ваши верные, надежные друзья, и относиться к ним надо, как к верным друзьям. Книги надо беречь.

А все ли мы умеем беречь книги?

Послушайте стих об одном мальчике. Самуил  Яковлевич Маршак написал стихотворение «Книжка про книжки»:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочала,

На листах – каракули.

Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две!

И решили книжки убежать от Гришки. И убежали. В библиотеку. Там их вылечили, аккуратно расставили по полкам.

А у Гришки неудача:

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке и в ведре,

И в собачей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Что ту делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?

Так проучили книжки неряху Гришку.

Как же беречь книги, чтобы они не сбежали как от Гришки? Как обращаться с ними так, чтобы они дольше жили?

Просмотр презентации "Правила обращения с книгой".

Нельзя брать книгу грязными руками. Когда садитесь читать или смотреть картинки, посмотрите на свои руки – чистые ли они? Посмотрите на стол – чистый ли, сухой ли он?

Кое-кто перед тем, как перевернуть страницу, обязательно лизнет палец. Делать этого нельзя, так как от этого страничка портиться. К тому же на ней могут находиться микробы, а они вредят нашему здоровью.

А за какой угол вы берете страничку, когда ее переворачиваете? Переворачивать страничку нужно только за верхний угол. Если переворачивать неправильно, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы, а потом отрываются уголки.

А как быть, если книгу вы не дочитали до конца? Можно ли загнуть уголок?

Конечно, нет. Страница будет испорчена. Уголок может отвалиться.

Некоторые закладывают в книгу карандаш или ручку. Этого делать тоже нельзя. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку каждый может сам.

Книга не любит воды, поэтому её нельзя забывать на улице.

Нельзя читать во время еды. Это плохо. Можно нечаянно испачкать книгу. Да и вообще плохо заниматься двумя делами сразу.

Мы с вами начали читать по букварю. Поэтому вы должны знать, как надо сидеть за столом, когда читаешь?

Сидеть, надо только прямо, не горбясь. Если будете горбиться, вырастете сутулыми. Это некрасиво и плохо для здоровья. Лежа читать нельзя. От этого быстро портиться зрение. Книга должна быть хорошо освещена. Книгу нельзя подносить близко к глазам, от этого портиться зрение.

Скажите, ребята, как вы будете относиться к книгам? Почему?

Конструирование с элементами рисования «Закладка для книги». 

Цель: изготовить закладку для книги.

Программное содержание:
Продолжать учить детей вырезать из картона, закреплять умение правильно работать с ножницами.
Развивать мелкую моторику через выполнение практической работы,  эстетические чувства.

Воспитывать желание бережно относиться к книге.
Материалы для занятия:
Цветной картон, ножницы, клей, фломастеры,  образец закладки.
Ход занятия.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка! Интересно от кого она? Здесь написано ребятам старшей группы от библиотеки. Странно, нам раньше никогда не приходили такие посылки. Как вы думаете, что там? Ответы детей.
А чтобы, вы быстрее догадались,
послушайте загадку.
В них живут рассказы, сказки, 
Комиксы, стихи, раскраски. 
Все девчонки и мальчишки, 
Любят их. Ведь это...
 (Ответы детей).
- Правильно, да это книга! Только она какая-то потрепанная, странички загнутые, некрасивые. Ребята, здесь еще письмо вложено! Прочтем? (Ответы детей)
«Дорогие ребята, пишет вам библиотекарь Тамара Петровна. Я вам прислала  одну из наших книг, вы, наверное, уже  заметили, что она потрепанная и странички у нее загнутые, это некоторые наши читатели  довели книгу  до такого  состояния. Одна надежда на вас, помогите нашим книгам!
Решение  проблемной ситуации.
- А чем же мы можем помочь, как вы думаете?
Дети высказывают своё мнение.
- Молодцы, догадались, мы можем с вами сделать доброе дело, изготовить закладки для книг. Тогда, никто не будет, загибать странички, а закладывать закладкой, то место где они остановились. А как это сделать я вам сейчас покажу.
Демонстрация готового образца закладки.

-Закладку мы будем делать из цветного картона.

Объяснение технологии изготовления образца закладки.
- Но для начала разомнем наши пальчики, чтобы они нас слушались.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик хочет спать.
 (поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
Этот пальчик – прыг в кровать! 
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
 (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора.  (широко расставить  пальцы)
Продуктивная деятельность детей.
Дети выполняют задание.
Физкультминутка.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Идёт дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!
Подведение итогов.

Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю, книгам они тоже понравятся! Предлагаю вам упаковать их в посылку и отправить в библиотеку.

Вы  согласны?

Ответы детей.

Книжная выставка "Моя любимая книга".

Цель: воспитывать в детях любовь к книге; способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к чтению (слушанию) книг.

Консультация для родителей  «Как научить ребёнка любить книги».

            Длинными зимними вечерами мы, взрослые, будучи маленьким детьми любили, когда нам читали. Закрывая глаза мы представляли себя то принцессой, сидящей в высоком замке, то Иваном-царевичем, скачущим на сером волке. Нам хотелось оказаться рядом с Буратино, который убегал от Карабаса Барабаса, или путешествовать с Незнайкой. В какой восторг нас приводили радиопостановки, которые звучали из радиоприёмников. Хотелось слушать и слушать, фантазировать и мечтать. Мы повзрослели. Но каждый раз, беря в руки какую-нибудь книгу, мы окунаемся в необычный мир полный тайн и приключений, этот мир нас завораживает, манит.

          Но к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что нам только не приходится делать для того чтобы заинтересовать маленького слушателя. Мы меняем голос, пытаемся жестикулировать, идём на всякие ухищрения лишь бы добиться своей цели. Аудио сказки тоже мало не всегда нас могут выручить, когда ребёнок слышит песню из мультфильма, сразу же требует мультфильм.

«Что же делать? »- спросите вы.

         Чтобы ребенок в дошкольном и школьном возрасте любил слушать книжки, необходимо не приучать его к этому, а прививать любовь.

«Нельзя приучить читать, - объясняет детский психолог Наталья Куделькина. – Родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок полюбил книжки не меньше, чем игрушки, и важно, чтобы мама с папой ненароком не помешали ему в этом».

Вот несколько советов:

Разнообразьте выбор.

Если книг в доме много и ни пестрят иллюстрациями, то ваш ребёнок обязательно потянется к ним. Книги должны быть разного формата, содержания.

Читайте книгу несколько раз.

Это создаст почву для того, что бы у малыша появилась любимая книжка.

Не переутомляйте ребёнка частым и долгим чтением.

Слушание, как и чтение, должно приносить радость, а не являться наказанием за шалость.

Читайте с выражением и эмоциями.

Объясняйте картинки и сюжет.

Книга должна соответствовать возрасту ребёнка.

Сначала предложите малышу книгу с картинками, которые ему понятны, а персонажи на них узнаваемы и похожи на себя.

С возрастом увеличивайте разнообразие стихов, сказок, их объем. Детям постарше читайте занимательные истории и приключения.

Самое главное научить ребёнка любить и ценить книгу.

ИТОГ ПРОЕКТА

        Дети узнали:  о разнообразии книг, жанрах произведений; историю происхождения и изготовления книги;  о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;  правила общения с книгой.

        Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы).  Дети чаще стали брать с полочек книги, строить рассказы, используя  иллюстрации, рассматривают энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

"В стране потерянных страничек"

Открытое занятие по ФЭМП...