Формирование познавательной активности на занятиях учителя-логопеда
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

ФГОС дошкольного образования обозначил целевые ориентиры на зтапе старшего дошкольного возраста, которые развивают у детей любознательность, воображение и творческую инициативу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.

В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

К возможным средствам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:

- решение проблемных ситуаций;

- поисковые задания;

- эксперимент;

- презентации.

Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.

- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.

- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.

Определив уровень познавательной активности ребенка, я подбираю дидактические игры для работы с детьми индивидуально и в подгруппе.

Дидактическая игра в логопедической практике способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках лексической темы. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, используя зеркало, электрический фонарик, магнит.

Игры «Поймай слово» (удочка), «Собери картинку» (пазлы)

Постановке и автоматизации звуков. Очень часто у детей логопедических групп нарушено речевое дыхание, страдает сила выдоха, направленность струи, дифференциация дыхания.

Игры «Подуй на вертушку», «Задуй мяч в ворота», «Подуй в бутылочку»,  «Подуй в дудочку»

Развитию сенсорных представлений (цвет, размер, форма.)  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Игра «Волшебный мешочек», «Определи на слух» (колокольчики, шумовые игрушки)

Овладению звуко-буквенным анализом и звуко-слоговым составом слова.  Например: создадим проблемную ситуацию:

- К нам пришел новый мальчик Алеша и он говорит так - павук (паук), вутка (утка), лотапа(лопата), сокаба (собака), манина (малина), мимон (лимон), скакан (стакан) и т.д.

- Слово рассыпалось на слоги – помогите собрать слово: ку-ки-би,

са-ги-по, по-но-ле, ко-но-ле ит.д.

- Слова в предложении поссорились. Помогите помирить их.

В землянику Оксана уронила траву. (Оксана уронила землянику в траву.)

- Загадывание загадок - добавлялок:

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело …(белка)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду …(волк)

Длиннее шеи не найдешь,

Сорвет любую ветку ...(жираф)

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется …(лев) - (заяц)

-Игра «Подбери рифму и сочини двустишие»

мишка – книжка (В коробке мишка – под ним книжка)

спица – синица (У мамы спица, а на ней синица)

 коза – стрекоза (Гуляет коза, а над ней стрекоза)

- Собери пазл  из картинок на определенный звук.

- Игра «Испорченный телефон» (в левую и правую сторону),

Развитию и совершенствованию высших психических функций (память, мышление, внимание).

Игры «Найди отличия», «Наложенные предметы», « Определи последовательность действий», «Цепочки слов по лексической теме», «Ассоциации» (картинка - кошелек)

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Упражнения «Коза и зайчик», «Указательный пальчик и мизинчик», « Пальчики здороваются»

Развитию связной речи. (Диалогической и монологической)

На логопедических занятиях дети с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (настольные театры, пальчиковые куклы, куклы бибабо)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания

Повышать интерес к обучению (мотивация)

Осуществлять дифференцированный подход

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.

В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

К возможным средствам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:

- решение проблемных ситуаций;

- поисковые задания;

- эксперимент;

- презентации.

Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.

- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.

- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.

Определив уровень познавательной активности ребенка, я подбираю дидактические игры для работы с детьми индивидуально и в подгруппе.

Дидактическая игра в логопедической практике способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках лексической темы. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, используя зеркало, электрический фонарик, магнит.

Игры «Поймай слово» (удочка), «Собери картинку» (пазлы)

Постановке и автоматизации звуков. Очень часто у детей логопедических групп нарушено речевое дыхание, страдает сила выдоха, направленность струи, дифференциация дыхания.

Игры «Подуй на вертушку», «Задуй мяч в ворота», «Подуй в бутылочку»,  «Подуй в дудочку»

Развитию сенсорных представлений (цвет, размер, форма.)  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Игра «Волшебный мешочек», «Определи на слух» (колокольчики, шумовые игрушки)

Овладению звуко-буквенным анализом и звуко-слоговым составом слова.  Например: создадим проблемную ситуацию:

- К нам пришел новый мальчик Алеша и он говорит так - павук (паук), вутка (утка), лотапа(лопата), сокаба (собака), манина (малина), мимон (лимон), скакан (стакан) и т.д.

- Слово рассыпалось на слоги – помогите собрать слово: ку-ки-би,

са-ги-по, по-но-ле, ко-но-ле ит.д.

- Слова в предложении поссорились. Помогите помирить их.

В землянику Оксана уронила траву. (Оксана уронила землянику в траву.)

- Загадывание загадок - добавлялок:

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело …(белка)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду …(волк)

Длиннее шеи не найдешь,

Сорвет любую ветку ...(жираф)

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется …(лев) - (заяц)

-Игра «Подбери рифму и сочини двустишие»

мишка – книжка (В коробке мишка – под ним книжка)

спица – синица (У мамы спица, а на ней синица)

 коза – стрекоза (Гуляет коза, а над ней стрекоза)

- Собери пазл  из картинок на определенный звук.

- Игра «Испорченный телефон» (в левую и правую сторону),

Развитию и совершенствованию высших психических функций (память, мышление, внимание).

Игры «Найди отличия», «Наложенные предметы», « Определи последовательность действий», «Цепочки слов по лексической теме», «Ассоциации» (картинка - кошелек)

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Упражнения «Коза и зайчик», «Указательный пальчик и мизинчик», « Пальчики здороваются»

Развитию связной речи. (Диалогической и монологической)

На логопедических занятиях дети с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (настольные театры, пальчиковые куклы, куклы бибабо)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания

Повышать интерес к обучению (мотивация)

Осуществлять дифференцированный подход

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой инициативы.

В условиях современного мира познавательный интерес, активность - есть важнейшие характеристики личности. Познавательный интерес (интеллект) -сам по себе у ребенка не развивается, только от взрослого, который находится рядом с ребенком, зависит формирование познавательного интереса у детей. Это зависит от того, как взрослый общается с ребенком, как организует, руководит процессом познания, какие методы, приемы, принципы использует, какая предметно-развивающая среда окружает ребенка от самого рождения до школы. Только работа в системе дает хороший результат.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Это – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: субъективных – это любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.; объективных – это окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения.

К возможным средствам развития познавательной активности на логопедических занятиях можно отнести:

- решение проблемных ситуаций;

- поисковые задания;

- эксперимент;

- презентации.

Как определить уровень познавательного интереса у старших дошкольников?

- Если ребенок применяет на практике знания, имеет сильный, глубокий, устойчивый, разносторонний познавательный интерес. Если ребенок активный, мотивированный, самостоятельный – то уровень познавательного интереса высокий.

- Если ребенок проявляет избирательный интерес к чему-либо, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, делает все нехотя, ждет постоянно похвалы, старается угодить взрослому, интерес не постоянный, эпизодический – то уровень познавательного интереса средний.

- Если ребенок самостоятельно не включается в процесс занятия, не отвечает по собственному желанию, волевые качества не развиты, присутствует простое, поверхностное любопытство; часто отвлекается, невнимательный, присуща эпизодическая бездеятельность, познавательная инертность – то познавательная активность на низком уровне.

Определив уровень познавательной активности ребенка, я подбираю дидактические игры для работы с детьми индивидуально и в подгруппе.

Дидактическая игра в логопедической практике способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках лексической темы. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, используя зеркало, электрический фонарик, магнит.

Игры «Поймай слово» (удочка), «Собери картинку» (пазлы)

Постановке и автоматизации звуков. Очень часто у детей логопедических групп нарушено речевое дыхание, страдает сила выдоха, направленность струи, дифференциация дыхания.

Игры «Подуй на вертушку», «Задуй мяч в ворота», «Подуй в бутылочку»,  «Подуй в дудочку»

Развитию сенсорных представлений (цвет, размер, форма.)  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Игра «Волшебный мешочек», «Определи на слух» (колокольчики, шумовые игрушки)

Овладению звуко-буквенным анализом и звуко-слоговым составом слова.  Например: создадим проблемную ситуацию:

- К нам пришел новый мальчик Алеша и он говорит так - павук (паук), вутка (утка), лотапа(лопата), сокаба (собака), манина (малина), мимон (лимон), скакан (стакан) и т.д.

- Слово рассыпалось на слоги – помогите собрать слово: ку-ки-би,

са-ги-по, по-но-ле, ко-но-ле ит.д.

- Слова в предложении поссорились. Помогите помирить их.

В землянику Оксана уронила траву. (Оксана уронила землянику в траву.)

- Загадывание загадок - добавлялок:

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело …(белка)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду …(волк)

Длиннее шеи не найдешь,

Сорвет любую ветку ...(жираф)

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется …(лев) - (заяц)

-Игра «Подбери рифму и сочини двустишие»

мишка – книжка (В коробке мишка – под ним книжка)

спица – синица (У мамы спица, а на ней синица)

 коза – стрекоза (Гуляет коза, а над ней стрекоза)

- Собери пазл  из картинок на определенный звук.

- Игра «Испорченный телефон» (в левую и правую сторону),

Развитию и совершенствованию высших психических функций (память, мышление, внимание).

Игры «Найди отличия», «Наложенные предметы», « Определи последовательность действий», «Цепочки слов по лексической теме», «Ассоциации» (картинка - кошелек)

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Упражнения «Коза и зайчик», «Указательный пальчик и мизинчик», « Пальчики здороваются»

Развитию связной речи. (Диалогической и монологической)

На логопедических занятиях дети с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (настольные театры, пальчиковые куклы, куклы бибабо)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания

Повышать интерес к обучению (мотивация)

Осуществлять дифференцированный подход

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Рекомендации семинара «Формирование познавательной активности на занятиях учителя – логопеда с применением технологии развития критического мышления у детей – логопатов»

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.Эти приемы предполагают как инди...