конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Игоревна Хорольская

Лексико-грамматические упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – грамматические упражнения.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.

Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.

Продолжать учить детей строить предложения по картинкам, называть слова – действия.

Учить правильно употреблять в речи предлоги: за, на, в, под, над, из, из – за, около, с, со.

Воспитывать у детей чуткость к слову.

Активизировать и обогащать словарь

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал и оборудование к занятию:

Сюжетные картинки с изображением профессий,

картинки на каждого ребёнка с предлогами, картинки для деления слов на слоги. Корзина с фруктами и овощами,

Корзина с котёнком, мячом.

Ход занятия.

В.: Дети, сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, далеко – близко, молодой – стары, здоровый – больной, холодный – горячий).

Сегодня мы познакомимся с понятием СИНОНИМЫ – это слова разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысли, но избежать повторения одних и тех же слов.

Например: Врач – доктор. Лётчик – пилот.

Далее отвечают дети.

ХОРОШО – не плохо, славно, здорово, прекрасно, отлично, хоть куда.

ПЛОХО – неудовлетворительно, скверно, безобразно, гадко, паршиво, пара, двойка.

ПЛАКАТЬ – рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, хлюпать, обливаться слезами.

СМЕЯТЬСЯ – хохотать, заливаться, закатываться от смеха.

КУШАТЬ – есть, уплетать, лопать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.

ГОВОРИТЬ – болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать, беседовать.

ИДТИ – шагать, ступать, шествовать, плестись, семенить.

ПЕЧАЛЬНО – грустно, не весело, тоскливо, не радостно.

СМЕЛЫЙ – отважный, храбрый.

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный. Добросердечный, гуманный.

РАДОСТЬ – весело.

ЖАДНЫЙ – скупой, меркантильный.

Д/И «Жадина»  - корзина с овощами и фруктами, дети берут и говорят – « мой апельсин, моё яблоко, моя груша»

Д/И «Назови ласково»- А когда возвращают в корзину (мой огурчик, мой апельсинчик, моё яблочко).

Д/И «Кто, что делает»- дети по картинкам составляют предложение (дети поливают цветы, девочка поёт, учитель учит детей )

Воспитатель просит назвать слова – действия (поливают, поёт, учит).

Д/И «Придумай предложение» - предлагаю придумать предложение из двух, трёх слов, назвать первое слово, второе, третье.

Физкультминутка «Хома, хома, хомячок…»

 Воспитатель вносит корзинку с котёнком. Предлагает дать клички

Если котёнок пушистый - Пушистик,

Белый как снег – Снежок.

Серый как дым – Дымок.

Очень маленький – Малыш.

Этот котёнок высоко прыгает – Прыгун.

Этот очень чёрныё – Черныш.

Этот глупенький – Глупыш.

Этот котёнок часто шалит – Шалун

ШАЛУН оказался у нас в гостях (дети употребляют предлоги) (воспитатель перемещает Шалуна)

- где находится Шалун – в корзинке,

- а теперь? – под стулом, на столе, около стула, на спинке стула.

Откуда спрыгнул кот – со спинки стула

Куда я спрятала корзинку с Шалуном? – за спину,

Откуда выглядывает кот – из - за спины.

Где я держу корзину с котом – над  головой.

А ещё наш Шалун любит чистоту.

Д/И «Закончи предложение»

- Девочка надела шубу, чтобы… (стало теплее, не замёрзнуть, идти гулять).

-Дети поливают цветы, чтобы…(они не завяли, хорошо росли)

- Коля взял велосипед, чтобы…( на нём покататься, ездить)

- Мышка роет норку, чтобы…(в ней жить, спрятаться от кошки)

- Девочка взяла карандаши, чтобы (рисовать)

Предлагаю детям стать врассыпную.

Дети: «Мы с картинками играем,

 по слогам их называем,

мы ногами топаем и руками хлопаем»

(дети, глядя на картинку, хлопают – делят слова на слоги, отвечают - сколько слогов и почему, (по количеству гласных букв).

Итог занятия: воспитатель спрашивает, чем занимались, и что было особенно интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....