«Развитие речи детей с использованием нетрадиционных технологий»
учебно-методический материал по развитию речи

Горб Татьяна Вячеславовна

В своем мастер- классе я познакомлю вас с технологией нейрогимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по теме

«Развитие речи детей с использованием нетрадиционных  технологий»

Речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).

             Дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.

            Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
     Цель технологии : Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы
 (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля 

И так к примеру детям необходимо заучить считалочку. Как это сделать интересно и непринужденно? Можно считалочку превратить в пальчиковую игру.

С помощью мнемотаблицы познакомить с текстом, Сразу обозначив движение пальцев, рук.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Когда уже выучили пальчиковую игру, то можно усложнить подобрав мелодию разную по темпу.

Развивается музыкальность детей, развитие мимики, пластики:

Умение через слово, движение передавать образ, его настроение, характер:

Выполнять движения в определенном темпе и заданным напряжением;

Создается  положительный психологический и эмоциональный настрой детей.

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Постепенно заменяйте упражнения новыми.

- Проводите занятия весело.

- Не принуждайте ребёнка

Пальчиковая игра « Мышки»

Вышли мыши как то раз( пальчики  одной руки топают по другой руке)

Посмотреть который час( кулачки прикладывют к глазам- бинокль)

Раз, два, три, четыре( показывают поочередно выставляя пальцы)

Мыши  дернули за гири(  кулак обхватить ладошкой)

Тут раздался страшный звон (закрыть ладошками уши)

Разбежались мыши вон.( пальчики  топают по  коленкам, развести руки в стороны)

При введении нейрогимнастики в детском саду нам нужно соблюдать некоторые простые правила:

1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5-7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.

2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.

4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.

Чтобы отработать ритм этой считалочки , можно использовать ее текс в играх с мячами, дорожкой для ладоней, упражнением, «Ладонь-кулак», «червячок»

Упражнение «Веселые мячи» (двумя руками переставляем крест на крест мячи по плоскости и рассказывает стихи) 

Упражнение «Дорожка для ладошек» ( в дорожке из бумаги чередуется два цвета-обозначить ребенку какие действия он должен выполнять на красный цвет( например хлопок), а какие на синий ( например дотрагивается ладошкой до бумаги). Ребенок выполняет действия и рассказывает стихотворение.)

Упражнение «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Упражнение «Ладонь -кулак» (Правая рука в кулаке, левая вытянута вперед. Поочерёдно меняем)

Упражнение «Открой тот цвет, который покажу», упражнение с усложнением.

На столе находятся карточки с нарисованными  контурами обеих рук. На кончиках пальцем отображены круги разных цветов. Взрослый показывает одновременно две карточки с разными цветами, которая будет означать, что по левой карточке А по правой карточке необходимо показать цвет, например синий, на правой руке.

Игру можно еще усложнить, добавив рассказывание  стихотворения.

      Таким образом, нейрогимнастика не только поможет отработать ритм заученного стихотворения, но и  улучшит концентрацию внимания, речи и мышления, волевых усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лекс...

Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...

Развитие речи детей с использованием инновационных технологий

Развитие речи детей с использованием инновационных технологий...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...