План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.
методическая разработка по развитию речи

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr_plan-programma.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.

Месяц

Задачи

Методы и приемы

Октябрь

  • Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  • Активизировать словарь.
  • Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

  • Рассказывание сказки;
  • Отгадывание загадок;
  • Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку»;
  • Развивающая игра « А если бы…»;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Придумывание нового конца сказки.

Ноябрь

  • Систематизировать представление о значении слов.
  • Активизировать словарь.
  • Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные.
  • Упражнять в решении творческих задач.
  • Развивать умение составлять связное высказывание.
  • Активизировать творческое воображение и мышление.
  • Чтение сказки;
  • Беседа;
  • Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово»;
  • Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»; Сочинение загадок;
  • Пересказ эпизода сказки от имени героя;
  • Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Декабрь

  • Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.
  • Активизировать словарь.
  • Продолжать развивать умение составлять связное высказывание.
  • Активизировать творческое воображение, мышление.
  • Упражнять в решении творческих задач.
  • Чтение сказки;
  • Пересказ с помощью иллюстрации;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Придумывание загадок;
  • Дидактические игры: «Дополни предложение», «Какой, какая, какое», «Задай вопрос»;
  • Пересказ с помощью иллюстрации;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Придумывание загадок;
  • Дидактические игры: «Дополни предложение», «Какой, какая, какое», «Задай вопрос герою»;
  • Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»; Придумывание нового окончания сказки;
  • Изменение сюжета сказки.

Январь

  • Систематизировать представления о значении слов.
  • Активизировать словарь.
  • Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.
  • Активизировать творческое воображение, мышление.
  • Упражнять в решении творческих задач.

  • Чтение сказки;
  • Беседа;
  • Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку»,
  • Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо - плохо»,
  • Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;
  • Придумывание нового названия сказке; Придумывание нового окончания сказки;
  • Изменение сюжета сказки

Февраль

  • Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы.
  • Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки.
  • Активизировать словарь, творческое воображение и мышление.
  • Развивать умение строить связное высказывание.
  • Упражнять в решении творческих задач.
  • Чтение сказки;
  • Беседа;
  • Изображение героев геометрическими фигурами;
  • Рассказывание сказки по схеме;
  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»;
  • Придумывание истории;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Придумывание загадок;
  • Придумывание другого конца сказки;
  • Развивающие игры: «Хорошо - плохо», «А если бы…»;
  • Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.

Март

  • Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному слову, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать.
  • Активизировать и развивать мышление и память.

  • Рассказ эпизода сказки по иллюстрации;
  • Дидактическая игра «Разные слова»;
  • Самостоятельное составление рассказа о герое. 

Апрель

  • Активизировать знания и представления.
  • Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов.
  • Развивать творческое воображение и мышление.
  • Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.
  • Придумывание новой сказки.

  • Дорисовывание кляксы на бумаге;
  • Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации»;
  • Придумывание сказочной истории про Кляксу.
  • Дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Закончи предложение»;
  • Придумывание сказочной истории про игрушку;
  • Рисование истории.

Май

  • Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания.
  • Развивать творческое воображение и мышление.
  • Упражнять в решении творческих задач.

  • Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?»,
  • Рассматривание картинки; придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.


Рекомендации воспитателям и родителям.

Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой. Ребенок активен от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка. Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.

Рекомендуется подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. Уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных поступков. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...

Презентация "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий"

Развитие связной речи-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь-это не дар, она приобретается благодаря усилиям...

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...

Статья " Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники"

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

нетрадиционных приемов и методов мнемотехникиВ настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей ...

Статья: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

Статья Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники...