ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ в младшей группе №2 общеразвивающей направленности
материал по развитию речи (младшая группа)

Лобаченко Наталия Владимировна

Методическая разработка. Перспективный план по развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности ГБДОУ №29 Василеостровского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

          ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

младшая группа №2 общеразвивающей        направленности

2022 – 2023 учебный год


Сентябрь.

Неделя

Тема недели

Цели и задачи недели

1 неделя

Мой любимый детский сад.

Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; развивать представление детей о детском саде как ближайшем социокультурном окружении: о сотрудниках, предметном окружении; способствовать установлению эмоционального контакта, формированию мотивации на взаимодействие путём вовлечения детей в совместную деятельность.

Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.

Развивать умение ориентироваться на признаки объекта

Звуковая культура речи: Звук А открытый, артикуляция.

Дид./упр. «Укачай куклу»

2 неделя

Человек. Части тела и лица.

Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей. Формировать интерес к изучению себя, своих возможностей. Помогать в освоении способов взаимодействия с людьми. Воспитывать доброжелательное отношение к людям. 

Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ о себе.

Учить правильно произносить наименования частей тела и лица.

Звуковая культура речи: Звук А в слогах.

Дид./упр. «Мишка отвечает»

3 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Познакомить детей с обобщающими понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Формировать представления у детей о разнообразии предметов одежды, обуви, головных уборов, их назначении. Закреплять названия предметов одежды, обуви, головных уборов. Познакомить с составными частями одежды, обуви, головных уборов. Познакомить детей с профессиональной деятельностью швеи, работой мастера в ателье. Развивать связную речь детей, активизировать словарь детей по теме.

Подвести к составлению короткого описательного рассказа кукольной одежды.

Звуковая культура речи: Звук А в словах.

Дид./ упр. «Скажи слово в микрофон»

4 неделя

Овощи.

Продолжить обогащать и совершенствовать представления об овощах.

Учить различать овощи по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям  и составлять рассказ-описание.

Закрепить обобщающее понятие «овощи». Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям.

Учить дифференцировать понятия «овощи».

Учить пересказу сказки совместно со взрослым .

Закреплять в активном словаре названия овощей.

Звуковая культура речи: Звук А: открытый, в слогах, словах, во фразовой речи.

Октябрь.

1 неделя

Фрукты

Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об осени; закрепить знания о наиболее типичных особенностях осени, о явлениях осенней природы, об овощах, фруктах; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем.

Учить правильно называть фрукты, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Звуковая культура речи: Звук У: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «В лесу»

2 неделя

Осень. Сад-огород.

Формировать у детей представление о взаимосвязях человека и щедрых даров природы.

Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде. Активизация прилагательных, описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям.

Звуковая культура речи: Звук И: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Ослик Иа»

3 неделя

Лес. Грибы. Ягоды.

Знакомить детей с понятием «лес». Формировать элементарные представления о лесе. Знакомить детей с грибами и ягодами. Формировать умение отвечать на вопросы. Развивать внимание и память.

Закрепить представление о понятии «грибы», «ягоды». Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе.

Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия грибов и ягод, соотносить их наименования в единственном и множественном числе с изображениями на картинках.

Звуковая культура речи: Звуки И, У во фразовой речи.

4 неделя

Деревья. Поздняя осень.

Ознакомить детей с сезонным явлением «Золотая осень», с явлениями живой и неживой природы. Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе, установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы. Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость.

Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника.

Учить узнавать и называть дуб, берёзу, ель, сосну.

Звуковая культура речи: Звуки И, У: открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Ноябрь.

1 неделя

Знакомство с культурой и традициями (дымковская игрушка).  

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.)

Знакомить с народными промыслами.

Побуждать детей рассматривать дымковские игрушки, выделять особенности их внешнего вида, замечать яркость цветовых образов в народных игрушках.

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность. 

Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе, использование предлогов за, под, перед.

Звуковая культура речи: Звук О: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Певец»

2 неделя

Дикие животные и их детёныши.

Обогащать представления детей о диких животных и их детёнышах, познакомить со строением частей тела животных,  с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, какие звуки издают, где живут. Воспитывать интерес и любовь к животным.

Учить совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ по картине «Зайчиха и зайчата».

Учить правильно называть игрушки, их цвет, величину, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.

Звуковая культура речи: Звук Э: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Эй, эй, отзовись скорей!»

3 неделя

Дикие птицы.

Обогащать представления о птицах, об образе жизни птиц, различать части тела. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о живых существах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства; помогать отражать в игре природный мир; побуждать к первым творческим проявлениям.

Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о том, как мы бережём птиц.

Различать слова с противоположным значением (большой-маленький).

Звуковая культура речи: Звуки О, Э во фразовой речи.

4 неделя

Мама, бабушка. Семья.

Формировать представление детей о семье, сходстве родственников, близнецов. Учить называть членов семьи, их действия. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, двоюродный брат, близнецы. Вызвать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу. Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье.

Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ по схеме, воспроизводить содержание сказки по вопросам.

Учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Звуковая культура речи: Звуки О, Э открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Декабрь.

1 неделя

Домашние животные и их детёныши.

Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках. Закрепить правила безопасного поведения при общении с животными, стимулировать проявление добрых чувств и отношения к животным. Содействовать накоплению ребёнком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.

Подводить к внеситуативному общению.

Обогащать словарь детей словами, связанными с названиями животных. Формировать умение вести диалог, включится в рассказ воспитателя, добавляя отдельные слова.

Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

2 неделя

Домашние птицы и их птенцы.

Обогащать представления о птицах, об образе жизни птиц, различать части тела.

Знакомить с особенностями их поведения и питания. Воспитывать любовь и бережное отношение к живому миру. Закреплять представления детей о домашних птицах, живущих рядом с человеком, (он заботится о них, кормит, создаёт необходимые условия для жизни).

Развивать речь, внимание, речевое дыхание и голос, мелкую моторику рук.  Активизация словаря: белый, холодный, мягкий, пушистый, липкий, растаял, тает.

Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

3 неделя

Зимушка-зима. Ёлочка.

Расширять представления о зиме. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Сформировать у детей представление о елке живой и искусственной. Познакомить детей с предстоящим новогодним праздником, с символом нового года ёлочкой. Умение, по внешнему виду определять ель.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас по теме, активизировать глаголы.

Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

4 неделя

Новый год.

Познакомить детей с традициями празднования Нового года в детском саду (украшение группы, подготовка к утреннику, изготовление новогодних поделок) и в семье (украшение елки, квартиры, изготовление подарков, приглашение гостей).

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, по собственным впечатлениям.

Учить составлять описательные рассказы о елочных игрушках, находить их отличительные признаки: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение. 

Упражнять в согласовании существительных, прилагательных в роде, числе, падеже, активизировать в речи детей прилагательные.

Звуковая культура речи: Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Январь.

2  неделя

Зима. Зимние забавы.

Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой.

Познакомить детей с зимними забавами. Развивать активную речь. Закрепить знания детей о зимних развлечениях, закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Учить детей вместе со взрослыми составлять короткие рассказы: «Лепим снеговика», «Расчищаем дорожки», «Лепим снежки», «Катаемся с горки».

Звуковая культура речи: Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

3 неделя

Зимняя одежда.

Способствовать усвоению обобщающего понятия зима, зимняя одежда, стимулировать речевую и психическую активность. 

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды, закрепить видовые и родовые понятия.

Создать условия для воспитания аккуратности и внимания к своему внешнему виду, бережного отношения к одежде. 

Подбирать глаголы, обозначающие действия; закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Звуковая культура речи: Звук Д: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Строим дом»

4 неделя

Обувь.

Учить детей классифицировать и различать обувь по сезону. Формировать умение узнавать, называть и классифицировать «обувь». Расширять активный словарь, вводя прилагательные «резиновая», «кожаная», «зимняя», «летняя». 

Развивать внимание, усидчивость, учить подбирать пару, сравнивать, находить отличия.

Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме.

Звуковая культура речи: Звуки Т, Д открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Февраль.

1 неделя

Профессии.

Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества; пополнить словарь детей названиями профессий; развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работ; воспитывать уважение к людям труда.

Пополнить активный словарь существительными: врач, строитель, повар, парикмахер, милиционер, летчик, водитель, продавец. Глаголами: лечит, учит, воспитывает, тушит, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, печет, пишет, летает, водит, возит, продает.

Проговаривать сложные предложения в сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Звуковая культура речи: Звук К: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Птички большие и маленькие»

2 неделя

Опасности вокруг нас.

Дать детям представление об опасностях, подстерегающих человека на жизненном пути.
Расширять представления детей об этих опасностях. Развивать умение детей находить правильное решение безопасного поведения в различных ситуациях. Продолжать учить детей правила дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в быту.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Звуковая культура речи: Звук Г: артикуляция звука, звук в слогах, словах.
Дид./упр. «Гуси»

3 неделя

День Защитника Отечества.

Формировать первоначальные представления о защитниках Отечества (солдатах), о празднике и его атрибутах. Рассмотреть иллюстрации праздничного салюта. Расширять представления детей о явлениях общественной жизни (праздник, праздничный салют).

Учить рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Учить подбирать характерные определения.

Развивать чувство патриотизма. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Воспитывать гордость за наших воинов.

Звуковая культура речи: Звуки К, Г во фразовой речи.


Март.

1 неделя

Мамин праздник.

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать доброе и заботливое отношение к маме.

Продолжать учить детей внятно произносить звуки; отчетливо произносить слова, короткие фразы; активизировать речь детей,

воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому, родному человеку – маме.

Звуковая культура речи: Звук В: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Стиральная машина»

2 неделя

Весна.

Формирование у детей представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.

Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных, растений и птиц в период наступления весны. Формировать представления о безопасном поведении весной.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связной логической последовательности.

Формировать понятия причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.

Звуковая культура речи: Звук Ф: артикуляция звука, звук в слогах, словах.
Дид./упр. «Умный ежик»

3 неделя

Мебель.

Формировать знания детей о мебели. Дать знания о её назначении в жизни человека, о безопасном её использовании. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные для данного родового понятия признаки и по ним обобщать предметы в одно родовое понятие. Познакомить детей со свойствами дерева (твердый, неупругий материал). 

Учить подбирать характерные определения.

Звуковая культура речи: Звуки Ф, В во фразовой речи.

4 неделя

Знакомство с народной культурой и традициями.

Формировать интерес и приобщать к ценностям русской народной культуры, познакомить детей с народными традициями и обычаями, формировать представления о народных костюмах, быте русского народа.

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка). Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Познакомить с русскими народными играми.

Пользоваться словами, обозначающими предметы и действия, активизация глаголов и прилагательных, подбор антонимов.

Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Волк и семеро козлят» по вопросам.

Звуковая культура речи: Звуки Ф, В открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Апрель.

1 неделя

Посуда.

Знакомить детей с предметами домашнего обихода: посудой. Расширять представлений о предметах окружающих детей, о способе их назначения и использования. Формировать обобщающее понятие «Посуда».

Развивать познавательный интерес; внимание, память.

Обогащение словаря по теме «Посуда»: тарелка, блюдце, ложка, вилка, чашка, чайная ложка.

Звуковая культура речи: Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Посудомоечная машина»

2 неделя

Транспорт.

Формировать элементарные представления о транспорте и его основных частях, о безопасном поведении в общественном транспорте. Знакомить детей с различными видами транспорта (наземный, воздушный, водный), познакомить с социально важными видами транспорта (скорая помощь, полиция, пожарная машина).     Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Развивать воображение и коммуникативные способности.

Развивать речевую активность (умение задавать и отвечать на вопросы, делиться впечатлениями).

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Звуковая культура речи: Звук С: артикуляция звука, звук в слогах, словах.
Дид./упр. «Насос»

3 неделя

Перелётные птицы.

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. 

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, пополнять словарь, используя в речи названия перелётных птиц.

Звуковая культура речи:  Звуки Т, С во фразовой речи.

4 неделя

Правила дорожного движения.

Познакомить детей с основными правилами дорожного движения, с последствиями нарушения ПДД. Продолжать расширять представления детей о транспорте и его видах: грузовом, легковом, общественном и правилах поведения в нем.

Дать детям знания о том, где и как нужно переходить улицу, ознакомить со специальными знаками — указателями пешеходных переходов, ввести в активный словарь детей слово «переход».

Обсудить с детьми, для чего нужен светофор, знак пешеходного перехода, предложить объяснить, почему необходимо строго следовать правилам, переходить дорогу в отведенных для этого местах.

Закрепить  знания детей о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар, обочину. 

Беседуя с детьми о правильном и неправильном поведении на дороге, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

Звуковая культура речи: Звуки Т, С открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.

Май.

1 неделя

Деревья.

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменение в погоде, растения весной).Продолжать знакомить детей с некоторыми видами деревьев, учить детей отличать одно дерево от другого. Пополнить словарный запас. Закрепить название частей дерева. Учить отвечать на вопросы: Какие деревья вы знаете? Какие части есть у дерева? 

Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ «Моё любимое дерево», слушать рассказы других детей.

Звуковая культура речи: Звук Ц: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Тише, тише, тишина»

2 неделя

Насекомые.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности.

Вызвать желание наблюдать за насекомыми, не причиняя им вреда.

Учить составлять короткие рассказы по картинке «Весёлый жук». 

Учить регулировать темп речи.

Звуковая культура речи: Звук З: артикуляция звука, звук в слогах, словах.

Дид./упр. «Пчела»

3 неделя

Цветы.

Формировать элементарные представления о цветах, об особенностях строения, характерных признаках и способах ухода за ними. Воспитывать желание ухаживать за ними, беречь природу; дать знания о профессии «садовник».
Воспитывать у детей чувство прекрасного; развивать интерес к развитию и росту растений, дать представление о семенах (это будущие растения); формировать любознательность, наблюдательность, закрепить названия (мать-и-мачеха, одуванчик, ветреница).
Учить составлять рассказ «Кому медвежонок подарит цветы?» с помощью воспитателя.
 
Звуковая культура речи: Звуки Ц, З во фразовой речи.

4 неделя

Лето.

Дать детям представление о времени года "лето", воспитывать бережное отношение к пробуждению природы. Учить называть характерные признаки лета.

Расширять знания об основных приметах лета: солнце светит ярко, на улице жарко, можно загорать; дни длинные, темнеет поздно.

Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (два-три предложения) на тему из личного опыта детей. 

Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Звуковая культура речи: Звуки Ц, З открытые, в слогах, словах, во фразовой речи.