Методическая разработка к занятию по речевому развитию в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Арктики и Антарктики»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Данная методическая разработка раскрывает особенности проведения интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему «Животные Арктики и Антарктики» основанные на собственном опыте. Данная методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования, т.к. занятие было сначала разработано и затем проведено в форме открытого мероприятия в группе детей без предварительной репетиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 75 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по развитию речи
«Животные Арктики и Антарктики»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
С использованием технологий: здоровье-сберегающая технология, игровая технология, технология развивающего обучения, икт технология.
Группа: подготовительная
Составитель: Воспитатель Соколова Элеонора Сергеевна
Санкт-Петербург 2022 г.
Содержание:
1. Аннотация.
2. Описание занятия.
3. Методические рекомендации.
Аннотация
Данная методическая разработка раскрывает особенности проведения интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему «Животные Арктики и Антарктики» основанные на собственном опыте. Данная методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования, т.к. занятие было сначала разработано и затем проведено в форме открытого мероприятия в группе детей без предварительной репетиции.
Цель занятия: Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики.
Задачи занятия:
Познавательное развитие:
Формировать познавательную активность детей в освоении нового материала.
Формировать представления об особенностях природы и образе жизни животных Арктики и Антарктики.
Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности, учить проводить самостоятельно опыты.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать позитивные установки для исследовательской деятельности.
Формировать готовность для совместной деятельности со сверстниками.
Создавать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Речевое развитие:
Формировать умение строить предложения из нескольких слов, формируя из них короткий рассказ.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных при помощи суффиксов.
Создать условия для расширения лексического словаря.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера.
Физическое развитие:
Создавать условия для развития двигательной активности.
Предварительная работа: беседа о животных Арктики и Антарктики.
Задания для совместной работы родителей с детьми – домашнее чтение рассказов о животных Арктики и Антарктики.
Материалы, оборудование: Глобус, кусочки льда, ёмкость с водой, картинки животных Антарктиды, Арктики, аудиозапись, стаканчики с замерзшей и обычной землей, жирный детский крем.
Словарная работа: вечная мерзлота, вьюга.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Звучит мелодия «Вьюга».
Воспитатель: Ребята, послушайте, какой звук вы слышите? (ответы детей)
Воспитатель: Если мы слышим звук вьюги, значит понимаем, что наступила…. (зима)
Воспитатель: А вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое. Кто может назвать – как называются эти места? (ответы)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Сначала мы полетим в Арктику, а потом посетим Антарктиду.
Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать эти места на глобусе. Давайте вспомним, что такое глобус (модель Земли).
Воспитатель показывает глобус
Воспитатель: Кто знает, что это такое?
Дети: глобус
Воспитатель: правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля.
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что требуется много-много дней, даже месяцев, для того, чтобы объехать его вокруг.
II.Основная часть.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика
Воспитатель: На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика. Арктика –это зона островов, лежащая около северного полюса.
Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.
Воспитатель: А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться в такое путешествие? (нет, холодно)
Воспитатель: Правильно. Ведь не зря на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства …. Чего? (снега и льда.) Поэтому нам надо ….. (утеплиться.)
Игра-имитация «Одеваемся теплее»
Мы на север собираемся,
Потеплее одеваемся.
Надеваем мы штанишки,
Не замёрзли чтоб детишки.
Тёплые носки на ноги,
Не замёрзнуть чтоб в дороге.
Обуваем мы сапожки,
Не замёрзнут наши ножки.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Сверху - тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Воспитатель: Молодцы, к путешествию готовы. Сначала мы отправимся на север, в Арктику. На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (на самолёте)
Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете.
Воспитатель: Вот мы с вами и приземлились в Арктике.
Воспитатель: Кто расскажет нам о том, что же такое Арктика?
(Рассказ ребенка: Здесь находится Северный полюс. Здесь всегда мороз, снег, холодно. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. Здесь очень трудно ходить.)
Воспитатель: спасибо за такой интересный рассказ
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? (ответы)
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, что вы знаете об Арктике.
Дидактическая игра на тему «Арктика»
(Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики.)
Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
Воспитатель: Теперь опишите, что изображено на тех карточках, которые находятся у вас в руках. (иллюстрации «Животные Арктики»).
Воспитатель: А сейчас немного разомнемся, выходите на ковер.
Физкультминутка «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики начиная с большого)
Мы во двор пошли гулять. (Идут, высоко поднимая колени.)
Бабу снежную лепили, (Лепят снежок двумя ладошками.)
Птичек крошками кормили, (Крошат хлебушек всеми пальцами.)
С горки мы потом катались, (Приседают руки на поясе.)
А еще в снегу валялись. (Наклоны туловища вправо – влево.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.)
Съели суп, и спать пошли. (Едят ложкой, руку под щеку.)
Воспитатель: А сейчас – посмотрите, кто изображен на этой картинке? (белый медведь)
Воспитатель: Правильно, это белый медведь - Главный житель северных просторов. А кто расскажет нам о белом медведе?
(Рассказ ребенка: Белый медведь - это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая беля шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете - почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём опыт.
Но сначала разделимся на команды (мешочек с кружочками разного цвета). Вам необходимо пройти за те столы на которых находится кружок того же цвета, что и в вашей руке.
Опыт.
В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая. А если бы ударил мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром.
Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили?
Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Шерсть белых медведей пропитана жиром.
Воспитатель: Из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике очень бедная растительность. Деревья и кустарники совсем низкие. Корни не проникают глубоко в землю, потому что оттаивает только верхний слой земли, всего несколько сантиметров, а глубже находится вечная мерзлота.
Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделаем такой опыт. Мы проверим как отличаются между собой обычная и замерзшая земля.
Опыт.
(Заранее подготовили по два стаканчика с землей на стол для команды. Один из двух стаканчиков был поставлен накануне за окно или в морозилку.)
Стаканчики ставятся на стол, детям предлагается проткнуть почву деревянной палочкой (оказывается, что в замороженную землю воткнуть палку не получается.) или «копать» ложечкой.
Затем наливаем воду в стаканчики. (в стаканчике с замороженной землей вода осталась на поверхности земли.)
Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.
Воспитатель: Вот мы и побывали в Арктике. А теперь летим в Антарктиду. Все готовы?
Дети под музыку «Пингвины» (слова А.Горохова, музыка В. Купревич) имитируют полет на самолете.
Воспитатель: Мы подлетели к Южному полюсу.
Что вы видите? (снег, лёд)
А что это за ледяная гора плывёт по воде? (Айсберг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой айсберг огромный, как вы думаете он легкий или тяжелый? (ответы)
Воспитатель: Почему же он не тонет? (предположения)
Воспитатель: Предлагаю провести такой опыт – возьмем тарелочки с водой и поместим в них кубики льда – что вы видите? (ответы)
Воспитатель: Мы убедились, что лед легче воды и даже огромные глыбы льда в воде не тонут.
Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.
Воспитатель: Ребята, кто расскажет сейчас об Антарктиде?
(Рассказ ребенка: Антарктида включает в себя Южный полюс, добраться до неё можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.)
Один из детей рассказывает выученный заранее стих:
Антарктида, Антарктида
Холодна ты даже с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а сейчас отгадайте мои загадки
Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я ...(пингвин)
В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день. С легкостью!
Ведь он - …(тюлень)
В синем море бьёт фонтан!
Чудо - юдо великан.
Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит, обитает в море...(синий кит)
У китов - китовый ус, воду пробуют на вкус.
У других - зубастый рот. Кит зубастый - ...(кашалот)
Огромная морская птица.
Штормов и бури не боится.
Им не свернуть её с пути, она ведь всё равно летит.
Её чтут боцман и матрос. А птица эта - …(альбатрос)
Гимнастика для глаз:
Воспитатель: Давайте представим, что вы маленькие пингвинята и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.
(Дети глазами следят за полётом чайки – вверх, вниз, по кругу)
Воспитатель: Вот мы и побывали в Антарктиде, я предлагаю вам теперь поиграть в игру «Назови животного и его детёныша»
(Цель: формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса.)
Я сейчас буду показывать вам картинки с изображением животного, а вы будете называть как называется детеныш.
Медведь - медвежонок;
Тюлень – тюленёнок;
Морж – моржонок;
Кит – китенок;
Пингвин – пингвиненок;
Сова – совенок;
Воспитатель: А сейчас мы посчитаем наших животных
Игра: «Сосчитай»
(Цель: формировать умение склонять числительные и существительные.)
Один морж, два моржа, три…, четыре.., пять моржей
Один кит, два кита, три …, четыре …, пять китов.
Одна чайка, две чайки, три …, четыре …, пять чаек.
Один пингвин, два пингвина, три …, четыре …, пять пингвинов.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы побывали с вами на полюсах нашей Земли. Узнали много нового. А сейчас возвращаемся домой.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
III Рефлексия
Беседа с детьми о том, что понравилось в занятии, какие моменты запомнились. Еще раз уточняем, что Арктика – это северный полюс, а Антарктика – южный.
Методические рекомендации.
Данное занятие было проведено в группе, состоящей из 24 детей подготовительного возраста. Трудность проведения состояла в том, что при показе карточек с изображениями животных заинтересованы были только те дети, которые предварительно читали материал по теме с родителями. Те же дети, которые по каким-либо причинам к занятию никак не подготавливались интереса к занятию практически не проявляли. Поэтому я пришла к выводу, что занятие нужно было проводить для подгруппы детей, максимум в 12 человек.
Опыты с землей и водой проводились в группах детей по шесть человек. Это оказалось неправильным, т.к. дети начали спорить из-за того, что каждый хотел первым проверить насколько земля твердая или мягкая. Лучше такие опыты проводить в парах. Опыт с маслом можно провести и в подгруппе из 4-6, т.к. замешательств при этом не возникло.
По содержанию занятие оказалось очень насыщенным и в отведенного времени не хватило. Поэтому лучше данное занятие разделить на два и провести отдельно занятие посвященное животным Арктики, а потом, на другом занятии поговорить о животных Антарктики.
Хочу отметить, что и дети и родители отнеслись к подготовке к занятию с неподдельным энтузиазмом и подготовили очень интересные рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....
Методическая разработка итогового занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы детского сада
Методическая разработка итогового занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы детского садаТема: «В океане математики»...
Методическая разработка итогового занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы детского сада на тему: «В океане математики»
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие.Задачи:- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.- Закреплять знания детей о геометрически...
Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Животные Севера и жарких стран. Звук и буква [К]»
Расширять словарный запас по теме:"Животные Севера и жарких стран. Учить четко произносить звук [К]"....
Методическая разработка итогового занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы детского сада на тему: «В океане математики»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие....
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Зимние виды спорта»
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «Зимние виды спорта»...