"Посуда". Составление описательного рассказа о посуде с использованием мнемотехники.
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Куприна Евгения Евгеньевна

Конспект занятия показывает использование мнемотаблиц для развития словаря в рамках лексической темы «Посуда», навыка составления предложений и  составления описательного рассказа по мнемотаблице. Также в нем есть материал, как заучить рифмовку по мнемотаблице. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_fedorino_gore.docx361.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 "Троицкий"

 Старооскольского городского округа

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему:

"Посуда".

Составление описательного рассказа о посуде.

        Воспитатель Куприна Е.Е.

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе

Посуда. Составление описательного рассказа о посуде».

Задачи занятия:
1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».
2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
3.    Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
4.    Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
5.    Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
•    игрушка кула-перчатка «Сорока»;
•    ПК и аудиозапись голоса сороки;
•    игра «Чего нет?»;
•    предметные картинки с изображением посуды;
•    мнемодорожки для составления предложений;
•    мнемотаблица на слово «кружка»;
•    игра «Собери разбитую посуду»;
•    опорная картинка к стихотворению «В руки мы картинки взяли»;
•    мнемосхемы к описательным рассказам.


Ход занятия

I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите кто к нам в группу залетел. Педагог демонстрирует детям игрушку –сороку.  Кто это? Это сорока. Что-то она нам хочет сказать. Принесла нам какую-то весть. Сорока, что ты хочешь сказать, говори скорее? Педагог включает аудиозапись голоса сороки, в которой сообщается, что от Федоры убежала посуда.

II. Основная часть урока.
1. Введение в тему занятия.
Педагог: Ребята, вы слышали, от Федоры убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника. Мы поможем Федоре?
Дети: Да.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п. ед.ч.
Педагог крепит на доску картинку с посудой. Затем раздает детям картинки с посудой, на которых отсутствует какой-то предмет посуды.
mnemo-19-1Педагог: Ребята, посмотрите на доску.  Вот фотография всей посуды Федоры. А теперь посмотрите на свои картинки и скажите, какая посуда сбежала от Федоры на вашей фотографии. Говорить надо так: У меня нет кружки. Дети рассматривают свои картинки, сравнивают с эталоном на доске и составляют предложения.

mnemo-19-2mnemo-19-3
Дети:           У меня нет ложки.         У меня нет сковородки.  И.т.д.
Педагог: Вот, мы с вами теперь знаем какую посуду надо вернуть Федоре. Давайте еще раз проговорим, какая посуда сбежала от Федоры: кастрюля, ложка, вилка, нож, самовар, сковородка, тарелка, чайник, кружка и стакан.

3. Упражнение на пространственное ориентирование. 
Педагог располагает на доске предметные картинки посуды в три ряда и в три строки, чтобы один предмет был четко под другим.

mnemo-19-4
Педагог: - Ребята, назовите предмет, который находится справа от чайника.
- Назовите предмет, который находится под самоваром. 
Дети называют предмет, педагог убирает с доски все названные предметы.
- Назовите предмет, который находится слева от тарелки.
- Предмет над тарелкой.
- Предмет справа от чайника.
- Предмет над вилкой.
-Предмет слева от самовара.
Что осталось? Правильно, самовар. Спасибо, ребята. Все молодцы! Мы вернули Федоре самовар.

4. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
 Мнемотаблица вывешивается на доску.
Педагог: Ребята, посмотрите на таблицу. В центре таблицы мы видим кружку. Давайте, составим предложения о кружке и вернем её Федоре.

mnemo-19-13

Педагог работает указкой по схеме, помогая детям сориентироваться, что нужно говорить о кружке.
Педагог: Итак, ребята. Первое предложение нужно составить со словами «кружка-стол».
1.    Кружку ставят на стол.
2.    В кружку наливают воду/ чай из чайника.
3.    Из кружки пьют чай.
4.    На кружке рисуют цветы.
5.    Кружка бывает разного цвета.
6.    К – первый звук в слове «кружка».
7.    Кружку ставят на блюдце.
8.    На кружке рисуют листочки. Для заваривания собирают и сушат лист чая.
Все молодцы! Мы справились с заданием и вернули Федоре кружку.

5. Составление предложений по мнемодорожкам.

mnemo-19-14

mnemo-19-15

На доску вывешиваются мнемосхемы, по которым дети составляют предложения. Педагог работает указкой по мнемосхеме.
Педагог: Ребята, давайте расскажем, какая посуда убежала от Федоры. Будем составлять предложения по схеме. Посмотрите на первую картинку, на ней изображена Федора, поэтому предложение мы начнём  со слов «От Федоры». Вторая картинка «стрелка» показывает, что посуда убежала, поэтому продолжаем предложение так «От Федоры убежала». Третья картинка указывает цвет посуды. «От Федоры убежала (какая?) голубая (что?) кружка.» Вот мы все вместе составили предложение. А теперь, попробуйте сами.
Дети: - От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
- К Федоре вернулась красная тарелка.
Педагог: Какие же вы молодцы. Вы помогли Федоре вернуть тарелку.

6. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды. Один ребенок собирает картинку «ложка» у доски.
Педагог: Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Дети: - Я склеила голубую чашку.
- Я склеил зеленую кастрюлю. И.т.д.
Педагог: Посмотрите на доску мы помогли Федоре вернуть ложку.

7. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
На доску вывешивается мнемосхема рифмовки.
Педагог: Ребята, давайте позовем остальную посуду? Расскажем стишок про посуду. Послушайте (читает):
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

mnemo-19-16

Педагог: чтобы стишок повторить нам легко, давайте пользоваться схемой. Следите за указкой и запоминайте строки вместе со мной. Педагог еще раз читает стишок, работая указкой. Затем стишок повторяется по строкам вместе с детьми (с указкой).
Дети: 
сами по схеме повторяют рифмовку.
Педагог:  Смотрите, ребята, опять сорока к нам летит. 
Педагог берет куклу Сороки и говорит изменяя голос: «Вы такие молодцы, хорошо стихи рассказываете, вот и вернулась к Федоре вилка, держите». Сорока отдает картинку вилки.

8. Физкультурная минутка.
 
Педагог: А мы, сорока,

mnemo-19-16-1
9.    Составление описательного рассказа посуды.
Педагог: Не вернулась к Федоре лишь кастрюля,  сковородка, да чайник. Но я знаю, как их найти, надо дать объявление о том, что пропала посуда. Мы с вами сейчас опишем, как выглядит кастрюля, сковородка и чайник. И тогда кто-нибудь обязательно найдет их и вернет Федоре. Ребята, посмотрите на схему, по этой схеме надо описать кастрюлю. 
На доску вывешивается схема описания кастрюли.

mnemo-19-17

- Итак, начнем писать объявление: «Пропала (что?) кастрюля. Кастрюля – это (что?) посуда. Дальше ребята, посмотрите на схему, о чем надо говорить? О цвете. У нас нарисована разноцветная радуга, поэтому мы скажем, что: «Она бывает разного цвета /разноцветная.
 - О чем мы скажем потом? О форме. «Кастрюля похожа на прямоугольник/круг».
- О чем нужно сказать теперь? О величине. «Она бывает большая и маленькая».
- А теперь скажем из какого материала она сделана. «Её делают из железа».
- Посмотрите, теперь надо сказать из каких деталей/частей она состоит. «У кастрюли есть крышка, дно, стенки, ручки.
- И в заключение, мы скажем для чего нужна кастрюля. «В ней можно варить суп».
- Ребята, а теперь следите глазками за указкой и послушайте какое объявление у нас получилось: «Пропала кастрюля. Кастрюля – это посуда. Она бывает разного цвета. Кастрюля похожа на прямоугольник, бывает большой или маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки и ручки. В ней можно варить суп».
- А теперь, попробуйте составить свое объявление о пропавшей сковородке.
На доску вывешивается схема рассказа о сковородке, педагог помогает детям рассмотреть схему, напоминает о каких признаках надо говорить. Далее  один ребенок выходит к доске и составляет рассказ о сковородке.

Это сковорода. Она темного цвета (серая или черная). Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Её делают из железа. В ней можно пожарить картофель.
 
mnemo-19-18
Педагог: осталось нам написать объявление про чайник.
 На доску вывешивается схема рассказа о чайнике, педагог помогает детям рассмотреть схему, напоминает о каких признаках надо говорить. Далее  один ребенок выходит к доске и составляет рассказ.

mnemo-19-19mnemo-19-20

Это чайник. Он красный с черными кружочками. Чайник треугольный, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из железа, он железный. У чайника есть носик, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
Залетает сорока: «Какие вы молодцы. Не успели написать объявление, как уже добрые люди нашли посуду и принесли её. Спасибо вам ребята, Федора очень довольна и передает вам угощение».

III. Подведение итогов занятия.
Педагог: «Мы справились с вами со всеми заданиями, помогли Федоре вернуть посуду. А чему мы сами о научились на занятии?
- Что понравилось больше всего?
Педагог заносит  угощение от Федоры для детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Составление описательного рассказа о посуде

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Посуда. Составление описательного рассказа

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»...

Составление описательного рассказа о посуде. НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием технологии «Мнемотехника»

Цель: развивать речь и творческие способности детей.Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи: развивать лексическую сторону речи; формировать грамматический строй речи; развивать и с...

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Занятие, как нужно использовать мнемотехнику в составлении описательного рассказа....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....