«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
план-конспект занятия по развитию речи

Котенко Елена Игоревна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemoshemy_zanyatie_osen.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

1. Учить детей,  составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), отвечать полным предложением.

2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: показ, рассматривание.

Словесные: беседа, повторное проговаривание, рифмование.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами настроимся на занятие:

«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!»

Ребята, скажите какое время года у нас наступило? 

Дети: (ответы детей)

Я нашла фотографии с наших осенних прогулок и решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие тёплые и интересные у нас были прогулки.  Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на наше  осеннее дерево, на нем лежит письмо. Давайте посмотрим, кому оно пришло. Здесь написано

«Детям группы Ромашка» Давайте его прочитаем?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Здесь написано, что осень скоро закончиться, но она не хочет от вас уходить  и хочет с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень»

А вы ребята, хотите поиграть с осенью?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики.

Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами  фотография, надо узнать, что осень здесь спрятала?

Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»

Что же изображено на этой фотографии?

Дети: (ответы детей) Листья осенью (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают.

Воспитатель:

Задание 2. «Часто дуют холодные ветра». Опишите, какой ветер?

Дети: (ответы детей) Холодный, пронизывающий, сентябрьский, октябрьский.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».

Хорошо, молодцы.

Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».

А что нарисовано здесь?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Солнце осенью, какое? 

Дети: (ответы детей)  (тусклое, неяркое).

Воспитатель: Осенью солнце (что делает). 

Дети: (ответы детей)  (греет, светит).

Воспитатель: А какое небо осенью? 

(хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное).

Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».

Ребята, что происходит с водоемами в конце осени?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Осень хочет  узнать, как мы умеем играть.

Игра с мячом «Скажи наоборот»:

Осенний-весенний

Холодный-жаркий

Твердый-мягкий

Злой-добрый

Чистый-грязный

Высокий-низкий

Легкий-тяжелый

Сильный-слабый

Сухой-мокрый

Хорошо, Молодцы!

Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».

Воспитатель: Какие плоды собирают осенью?

Дети: (ответы детей)

Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»

Воспитатель: А какие птицы улетают от нас. А какие остаются?

Дети: (ответы детей)  

Воспитатель: Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь.

Задание 7 «Люди одели теплые вещи». Какие?

Дети: (ответы детей) (шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)

перчатки

Задание 8 «За что я люблю осень?»

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесли.

Что? Скажите наугад!

Ну конечно. (листопад)

Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома… (лужа)

И сапожки, и ботинки бережет Алеша,

Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)

И осенью зеленый весь

Стоит густой, сосновый (лес)

Чтобы было нам тепло,

Носим осенью (пальто)

Мы у рыжих листьев

Потихоньку спросим:

-Кто же вас раскрасил?

Отвечают: - … (Осень)

Летом от жары спасает

Легонькая шляпка,

Осенью нас согревает

Вязаная… (шапка)

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы -

Серебристый… (дождь)

Воспитатель: Ребята, мы с вами фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.

Рассказ воспитателя Осень.

Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем, теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).

Рассказ ребенка по таблице.

Воспитатель: Ребята,  что же было интересного в нашем путешествии?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Что помогло нам составить рассказ об осени?

Дети: (ответы детей)  

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

«Составление описательных рассказов о животных с использованием схем-моделей в старшей группе»

Цель: Осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя по применению метода наглядного моделирования в описательной, связной речи....

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Занятие, как нужно использовать мнемотехнику в составлении описательного рассказа....

"Посуда". Составление описательного рассказа о посуде с использованием мнемотехники.

Конспект занятия показывает использование мнемотаблиц для развития словаря в рамках лексической темы «Посуда», навыка составления предложений и  составления описательного рассказа по ...