конспект НОД по развитию речи "Зимние игры и забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Конспект содержит материал направленный на решение следующих задач: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи «Зимние забавы»

/ подготовительная группа /

Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

2. Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Связная речь: учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, используя модели.

Грамматика:

- учить употреблять имена существительные в дательном падеже;

- делить слова на слоги;

- составлять предложения с заданными словами.

Словарь: закрепить названия зимних видов спорта; активизировать слова: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность.

Материалы и оборудование:

- предметные картинки с изображением спортсменов зимних видов спорта, спортивного инвентаря;

- сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»;

- магнитная доска;

- набор букв.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

II. Закрепление изученного материала.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

- Что вам нужно для зимних игр(санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

-Какие загадки вы знаете о спортивном инвентаре?

1. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

2. Льется речка- мы лежим.

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

3. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

4. Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

5. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

6. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи)

- Назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг).

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках);

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием).

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту).

Коньки нужны …. (конькобежцу).

Санки нужны … (саночнику).

Лыжи нужны … (лыжнику).

Шайба нужна … (хоккеисту).

III. Введение в тему.

Предлагаю 4 сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Вопросы:

Какое время года изображено на картинках?

Какая стоит погода?

Как одеты дети?

Чем заняты дети?

Представьте себя на одной из этих картинок. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещается карточка – схема составления рассказа. Заслушиваем ответы детей.

На карточке - схеме картинки, изображающие

снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

IV. Обучение грамоте.

1. Деление слов на слоги, выделение ударного слога.

Зи-ма, сне-го-вик, сне-жин-ки.

2. Придумать предложение со словами:

зимний, снеговик, снежная.

Словесная игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Расскажите, зима какая?. (красивая, холодная белая, снежная,)

Вился, вился

Белый рой,

Сел на землю –

Стал горой.

Что это? … (снег)

Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, ….

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.).

- Как можно поиграть со снежинками? (покружимся вместе с ними)

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движениемразвитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И.. .. . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем)

1. В зимний холод всякий молод.

2. Что летом родится, зимой пригодится.

3. Зима не лето – в шубу одета.

4. Зима без снега – лето без хлеба.

5. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

7. Много снега – много хлеба.

8. Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитательный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Итог занятия.

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня отгадывали загадки, рассматривали картины, играли - О каком времени года говорили на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете? А сейчас я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Упражнение «Образуй слово» - совершенствование грамматического строя речи: формирование навыков словообразования.

- Я начинаю предложение, вы заканчиваете его, образовав словосочетание, отвечающее на вопрос «Кто?».
- Бегает на коньках - …………. Конькобежец.
- Катается на санках - …………… Саночник.
- Катается на лыжах - ……………. Лыжник.
- Играет в хоккей - ………………. Хоккеист.
- Занимается фигурным катанием - ………….. Фигурист.

Упражнение «Зимние забавы» - совершенствование координации речи с движением, развитие общей моторики.
Воспитатель: - Молодцы! Настала новая игра, поиграем, детвора?

Мы зимой в снежки играем,                Стоят в кругу. «Лепят снежки».
По сугробам мы шагаем,                      Идут друг за другом по кругу.
И на лыжах мы бежим,                         Имитация езды на лыжах.
На коньках по льду летим.                   Имитация катания на коньках.
Крепость дружно строим мы,              Берутся за руки идут в круг.
Гостью зиму – любим мы!                   Расходятся, делая большой круг.

Под музыку садятся на стульчики.

Упражнение «Четвертый лишний». - Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи.
Воспитатель: - Посмотрите на доску, подумайте и скажите, какая картинка лишняя. Объясните, почему.
А) лыжи, рукавицы, коньки, сноуборд (лишние рукавицы, потому что это предмет одежды, а лыжи, коньки и сноуборд – зимнее спортивное оборудование);
Б) клюшка, санки, мяч, шайба (лишний мяч, потому что это предмет для летних развлечений, а клюшка, санки и шайба – это предметы для зимних забав и занятий).

Упражнения «Ребус». - Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, развитие зрительного анализа.
Воспитатель: - Посмотрите на доску и по первым звукам – названий картинок определите слово.

Картинки: олимпийский заяц, апельсин, бублик для катания, апельсин, варежки, Айболит.

(Дети определяют слово «Забава»).


3
. Заключительная часть.
Упражнение «Что такое хорошо, что такое плохо» (Развитие слухового внимания, памяти, мышления).
Каждому ребенку раздается фишка красного и зеленого цвета.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы проведем игру «Что такое хорошо, что такое плохо». Если услышите, что это неправильный поступок, должны поднять красную фишку, а если правильный – то зеленую фишку.
1. Долго сидеть за компьютером, когда на улице солнечная морозная погода?
2. Смотреть целыми днями мультики, кода твои друзья катаются на санках с горки?
3. Собираться с подружкой на каток?
4. Помочь друзьям строить снежную крепость?
5. Целый час играть в компьютерную игру «Хоккей»?
6. Зайти за другом, взяв с собой снегокат?
7. Отправиться всей семьей на лыжную прогулку?
Окончание занятия (Оценка работы детей, развитие связной речи).
Дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии, что особенного им запомнилось, было интересно и познавательно. 

Воспитатель: - А закончить наше занятие хочется знакомой всем поговоркой. Я начну, вы продолжите её: «Кто спортом занимается - …..».
Дети: - …… с болезнями не знается!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа

Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....

Конспект ООД по развитию речи "Игра-драматизация сказки "Теремок""

Представлен конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по развитию речи "Игра-драматизация сказки "Теремок""....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Зимние забавы"

Старший дошкольный возраст, развитие зрительного восприятия, коррекционная педагогика...

Конспект Занятия по развитию речи . Игра "Кто позвал", Дидактическая игра "Это зима?"

Конспект занятия  «Игра «Кто позвал?», дидактическая игра «Это зима!»Цель: Формировать элементы связной речиЗадачи: Формировать умение детей различать на слух звукоп...