Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чубич Оксана Владимировна

"Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. 

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Описание непрерывной образовательной деятельности

Тема НОД: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/»

Образовательная область: речевое развитие.

 Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

 Задачи:

Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Воспитывать умение работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.  

Формы реализации детских видов деятельности: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, заучивание чистоговорки,  отгадывание загадок, физкультминутка, перемещение по группе, слушание музыки.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование, материалы: ноутбук, телевизор, каврограф ларчик, картинки в названиях которых есть звуки З и Ж.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

примечание

Вводная часть (мотивация)

Хотите послушать одну историю?

Ползет жук по дорожке, а навстречу ему комар летит. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: ж, ж, ж.

Комарик был вежливым и ответил своей звонкой песенкой: з,з,з.

Сегодня они пришли к нам в гости и хотят с вами поиграть. Узнать все ли вы знаете и правильно выполняете. Вы согласны поиграть?

Отвечают

Дети слушают.

Отвечают

Воспитатель рассказывает историю про жука и комара.  Активизирует внимание детей.

На экране картинка, на которой  жук и комар встретились на дорожке.

Основная часть

Ребята, догадались, о чем сегодня мы будем с вами говорить?

Мы будем говорить о звуках: Ж и З.

Ребята представляете, что будет, если пропадут звуки? Правильно мы с вами не сможем говорить и общаться, узнавать много нового и интересного.

Предлагаю вам провести разминку.

Выучим чистоговорку на звук: З и Ж.

Зеленая жаба с забавным жуком

Забыли к зиме подыскать себе дом.

А сейчас проведём гимнастику для язычка:

Артикуляционная гимнастика

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Лопатка».)

2. Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. («Часики».)

3.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)

А теперь наоборот: губки тянутся вперед. («Трубочка».)

4. На качелях покачался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

5. Любит он покушать сладко. («Варенье»,

После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Язычок уже устали в свой домик побежал.

Вот теперь наши язычки готовы к играм.

Вспомним стихотворение, о том, как мы будем сегодня говорить.

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Молодцы!

Я предлагаю вам подобрать слова-отгадки к чистоговоркам.

Жа-жа-жа – в лесу встретели… (ежа)

Жу-жу-жу– я на солнышке (лежу)

Жи-жи-жи – покупали мы … (ножи)

Жок-жок-жок – подарили мне… (Флажок).

За-За-За – у Маши зеленые … (глаза)

Зы-зы-зы –крылья есть у … (стрекозы)

3у-зу-зу– надо накормить … (козу)

Зы-зы-зы день рожденья у … (козы)

 Сейчас надо вспомнить загадку, я показываю картинку – отгадку.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

А какой звук Ж или З есть в отгадке?

Два братца живут через дорогу,

А друг друга не видят.

Ползун ползет, иглы везет.

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. Правильно отгадали загадки, молодцы!

А хотите поиграть в игру «Хлопни – топни»

Нужно выйти на ковёр, построиться в круг.

Игра «Хлопни – топни»

На звук Ж – хлопнуть, на звук З – топни.

Живот, пирожок, подушка, желание, завтрак, сметана, лежебока, карандаш, зеркало, этажи, затылок, жетон, снежинка, музыка, ножницы.

Физ. минутка.

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам

Спали вместе темной

А проснувшись по утру

Начинали вновь игру:

Сесть и встать

И два прыжка…

Вместе весело всегда!

Есть ещё одна игра «Один – много». Будем в неё играть? Я называю слово, обозначающее один предмет и бросаю мяч всем по очереди, а вы мне называете слово, обозначающее много предметов. Например: ваза –вазы…

Присаживайтесь на стульчики.

Все готовы к следующей игре? Она называется «Четвертый лишний»

Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретится в названии каждой картинки.

- Коза, зуб, жук, береза. (Жук)

-Журнал, пожар, жираф, зонт. (Зонт)

-Замок, желудь, крыжовник, пижама. (Замок)

-Баржа, мимоза, ежик, медвежонок. (Мимоза)

Молодцы. Справились с заданием правильно.

Закрепление и обобщение знаний

Жук и комарик никогда не видели наряженную ёлочку. Как вы думаете, почему? Покажем им как ёлочку наряжают?

Для этого разделимся на команды. Как мы можем разделиться на команды?

Предлагаю взять из волшебного мешочка фишку, если она зелёная, то надо назвать слово на звук З и вы попадаете в команду «Комарики», а если взяли  жёлтую фишку, надо назвать слово на букву Ж и вы попадаете в команду «Жуки»

Мы с вами, ребята, будем сейчас украшать елочку игрушками на которых есть изображение со звуком Ж И З. Жуки вешают на елочку игрушки в названии которых звук Ж, а комарики со звуком З.

Комарики, назовите, какие игрушки вы повесили на елку?

Какой звук  Ж или З есть в ваших картинках?

А какие игрушки повесили жуки?

Какой звук  Ж или З есть в ваших картинках?

Наши елочки украшены, давайте проверим. Правильно?

Молодцы, ребята правильно украсили елочку.

Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Визуализация полученных знаний

Вам интересно было сегодня играть? С какими звуками мы играли в игры?

Какое задание для вас было интересным?

А какое задание было для вас сложным?

Ответы детей

Ответы детей

Заучивание чистоговорки наизусть

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети рассказывают стихотворение, заученное ранее, хором

Ответы детей.

Ответы детей.

(замок)

Ответы детей.

(глаза)

(ежик)

(ножницы)

Ответы детей.

Дети перемещаются на ковёр, образуют круг.

(повороты туловища вправо-влево)

(прыжки на месте)

ночкой (сложить руки по щёку)

(потянуться)

Ответы детей

Дети перемещаются на стулья.

Ответы детей

Называют лишнюю картинку.

Ответы детей

Дети делятся на команды.

Дети украшают  ёлочки картинками, в соответствии с заданием.

[З]

[Ж]

Дети проверяют

На экране появляются картинки-отгадки

На экране появляются картинки к игре «Четвёртый лишний»

На  2х каврографах  МиниЛарчик цветными полосками  изображены ёлочки.

Заключительная часть (рефлексия)

Вы все большие молодцы, активно работали, правильно отвечали. А нам остается попрощаться с нашими гостями, пожелать им хорошего дня и настроения.

А жук и комарик принесли для вас раскраски, они не простые, команде жуки, нужно раскрасить картинки в названиях которых есть звук Ж, а команде комарики, раскрасить картинки, в названиях которых есть звук З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...