Конспект бинарного занятия в подготовительной группе с ТНР по программе "Мой край -Югра"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Материал разработан совместно воспитателем и логопедом для детей подготовительгной группы с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnoe_zanyatie_1.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект бинарного итогового мероприятия

 по программе  «Югра – мой край родной»,

для  детей подготовительной  группы  с ТНР

  «Одуванчик».

Подготовили: воспитатели Шевченко О.В., Тимирова В.Р.

учитель-логопед Тарасова С.Н.

«Волшебная шкатулка»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,  познавательное, речевое, физическое  развитие, художественно-эстетическое.                                                                                                    

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, театральная, игровая, двигательная.    

                                                                                                                                            Цель: создание благоприятных условий для знакомства детей  с литературным и духовным  наследием коренных жителей ХМАО- Югры – ханты и манси в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

- Расширять представления детей о родном округе ХМАО-Югре;      

- закрепить знания о культурных традициях и обычаях коренных народов Севера;                                                                                                                                                            - -закрепить умение вести диалог  на определённую тему, отвечать на вопросы, рассказывать небольшой рассказ;

- совершенствовать умение составлять слова из букв; подбирать существительные (названия животных) к пословицам;

- развивать образное воображение; эмоциональность и выразительность речи;                                                                                                                                                                                                                               - воспитывать  интерес уважение к  культурным традициям  коренных народов  Севера.  

Предварительная работа:

  Создание группового Краеведческого Музея, чтение народных хантыйских сказок, изучение быта и традиций коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, знакомство с национальные  праздниками и  играми.

 Оборудование:

  Музыкальное сопровождение –песни и музыка народов Севера.  Презентация, фотографии быта коренных народов ханты. Шапочки, костюмы и маски для драматизации сказки, волшебный сундучок, картинки, клей ватман.

Ход занятия: Звучит песня В.Кондратьевой «Югра – мой край родной». Дети заходят в группу.

 Воспитатель:                    Станьте дети, станьте в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!

Ребята, давайте встретим новый день улыбкой и поприветствуем друг друга. К нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и поприветствуем наших гостей. (Здороваются)

Ребята, как можно поздороваться друг с другом? (Здравствуйте, добрый день, добрый вечер) . А я хочу поприветствовать наших гостей на хантыйском языке : Вущя вУлаты!

Воспитатель:  Мы живем в России, большой многонациональной стране. Все народы очень разные, со своей культурой и обычаями, у каждого народа свой язык, но живем –то мы все рядом и потому у нас много общего. Ребята, в каком городе мы живем?(Сургут)

-А как называется наш край, округ? (ХМАО-Югра)

Люди каких национальностей проживают на территории нашего округа ?  (русские, татары, башкиры, белоруссы…) Люди каких национальностей , с давних времен проживают на территории  Югры в тайге? (Ханты, манси) Чем они занимаются (ловят рыбу, собирают ягоды и грибы, охотятся, пасут оленей), как называется их жилище? (чум). Чум собирают и разбирают, кочуют по тайге. Что такое тайга? (так называется лес в нашем регионе).

Я приглашаю  вас отправится в путешествие,  а  путешествие наше будет необычное, мы помчимся с вами в тайгу  на оленях.

Звучит  припев песни «Мы поедем мы помчимся…..»

Дети становятся в пары, один  изображает запряженного оленя, другой – каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей погулять.

Вот мы и прибыли на место, присаживайтесь.

Выходит Хозяйка Тайги.

Воспитатель:  Ой, ребята, кого это мы с вами встретили?

Хозяйка Тайги: Здравствуйте, дети. Я хозяйка Тайги! Как я рада гостям. У меня есть для вас шкатулка, шкатулка не простая, а волшебная. Она может  много рассказать о нашем крае, о наших людях и их обычаях. Подскажите мне, пожалуйста, какие животные самые лучшие друзья и большие помощники ханты в хозяйстве, которые и еду дают и одежду и служат транспортом? (Олени).  Ну-ка , оленята, помощники, несите поскорее мою шкатулку.

Танец оленят. (в конце выносят шкатулку)

Что-то шкатулка не открывается…..Наверное, есть какой-то  секрет. Тут что-то написано: «Тот шкатулку открывает, кто загадки отгадает.»

 Отгадайте мои загадки:

1.Как называется  жилище ханты ? Показ на доске. (Чум)

- Ребята, а вы сможете  составить из букв слово чум? Ребенок выкладывает.

2. Где живут ханты?  (в лесу)

- Кто сможет выложить слово -лес? Другой ребенок выкладывает.

3. Чем питаются ханты? (рыба)

Молодцы!  Справились с заданием.

Открывает шкатулку.

Ой, сколько тут интересного для вас припасено!

Хозяйка Тайги: Мужчины ханты и манси занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. А сейчас давайте вспомним, каких животных нашего края вы знаете?   (олень, волк, лиса, песец, заяц…). Хозяйка выкладывает животных на доску.

– Сейчас мы с вами  поиграем в игру «Про кого так говорят?»

«Трусливый как….»                    (заяц)

«Злой как…»                                (волк)

«Проворная как…»                      (белка)

«Хитрая как…»                            (лиса)

«Сильный как…»                         (медведь)

«Колючий как…»                         (ёж)

Хозяйка Тайги: Ребята, а еще в моем сундучке живет  хантыйская сказка.  Вы любите сказки? Какие хантыйские сказки вы знаете? Сейчас ребята покажут сказку «Почему у зайца длинные уши?»

Инсценировка сказки.

Сказка народов Севера

«Отчего у зайца длинные уши?»

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенек, слушает.

- Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, - говорит лось. - Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

- Кому вот эти рога дать? - спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

- Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

- Хорошо, - говорит лось. - А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

- Эти мне дай, мне, зайцу.

- Что ты, братец? - удивился лось. - Куда тебе такие рога?

- Как - куда? - говорит заяц. - Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

- Ну что ж, бери! - сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц - и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

- Нет, брат, - говорит лось. - Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные

Вам понравилась сказка?

Почему же заяц не смог носить рога?

И что зайцу дал лось вместо рогов? (длинные уши)

Хозяйка Тайги: Ребята, в моей шкатулке еще есть много интересного для вас. Я вам ее оставляю, постарайтесь выполнить все задания. А мне пора в тайгу, охранять  лес. До свидания!

Ведущая: в каждой хантыйской сказке есть мудрость, которую нужно было передавать от родителей детям, из поколения в поколение.

Но мудрость прячется не только в сказках, но в пословицах и поговорках. Мы подготовили задание для наших гостей и сейчас проверим, какие они у нас  премудрые. Наши дети подготовили хантыйские поговорки. Ваша задача подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или поговорку.

Дети называют пословицы.

1.  Голыми руками рыбу и зверя не добудешь (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Как крикнешь, так и эхо отзовется. (Как аукнется, так и откликнется).

3. Какое ружье, такая и охота (Что посеешь, то и пожнешь. Каковы сами, такие и сани)

4. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. (Куда иголка, туда и нитка).

5. Умный человек не плавает в одних и тех же водах. (В одну реку дважды не войти.)

Ведущая: продолжаем разгадывать секреты тайги. Наш край очень богатый.

-Чем богат наш край? (лесами, животными, птицами, ягодами, грибами, шишками). Еще в нашем краю много рек, водоёмов. А значит водится…..рыба.

-Какие же ягоды растут на Севере? (черника, голубика, брусника, клюква, морошка).

- Каких животных и птиц знаете? (волк, медведь, белка, заяц…)

-А какие деревья растут в тайге? (лиственница, сосна, кедр, ель).

 Еще в нашем регионе добывают полезные ископаемые. Какие вы знаете? (газ, нефть).

- Ребята, мы так много сегодня говорили о нашем крае – Югре и чтобы нам это все запомнить, давайте составим картину-коллаж. А составлять картину мы будем из картинок, которые вы сами подготовили.

На столах лежат картинки.

-Вам нужно  выбрать из них только те, которые могут рассказать о нашем крае. Для этого нам нужно разделиться на две команды.

- Картинки нужно расположить и наклеить на лист, работа ваша будет творческая и нелегкая. Все члены команды помогают отобрать картинки и расположить их так, чтобы получилась общая картина.

 Правила игры: на столе  лежат картинки  с изображением ягод  растущих на севере и юге нашей страны; деревьев, которые растут в нашем родном краю  и в жарких странах: животных и птиц , обитающих в нашем округе и за его пределами. Командам надо выбрать только северные ягоды, деревья растущие на севере, птиц и животных нашего региона. Можно добавить картинки чум, люди в национальных одеждах, нефтяные вышки.

Каждая команда работает над своей картиной. Можно составить небольшой совместный рассказ  по 1му предложению.

 Итог занятия :

Какие вы все молодцы, какие замечательные картины Севера у вас получились, и рассказали много интересного про наш ХМАО.

Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! А мне пора с вами прощаться.

 Я думаю, что вы будете любить наш край и станете защитниками нашей Матушки-природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект бинарного занятия в средней группе "Осень в гости к нам пришла"

КОНСПЕКТ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ...

Конспект бинарного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Дети знакомятся с жизнью зверей в лесу в весенний период....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект бинарного занятия для разновозрастной группы детей со сниженным интеллектом " В гости к Зайчихе"

Бинароное занятие с интеграций образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие....

Конспект бинарного занятия в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Путешествие в сказочную страну АБВГДейку»

Обобщающее занятие  по обучению грамоте.в подготовительной группе комбинированной направленности. Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда в детском саду.Инклюзивная практика....